"ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ" - "MANIFEST" ****
Не прошло и года, как великий подвиг группы Radiohead, решительно порвавшей с рекорд-лейблами и начавшей продавать свой альбом через собственный сайт, повторили сразу несколько коллективов с постсоветского пространства. С интервалом буквально в пару дней о выкладывании своих дисков в сеть заявили группы "Ляпис Трубецкой", "Пойманные муравьеды" и NewTone. Те из них, кто понеизвестнее, предлагают своим слушателям перечислить им денег, сколько не жалко. "Ляписы" осознают, что заработать на пластинке не удастся, но справедливо надеются отбить затраты на концертах, куда народ потянется, коли музыкальный материал его привлечет. Примечательно, что все вышеозначенные "ушельцы в Сеть" сопроводили свое бегство из лап мейджоров гневными прокламациями по адресу звукозаписывающего бизнеса как такового. "Корпорации, медиа-холдинги, рекорд-лейблы и другие монстры шоу-бизнеса — это губительный фильтр для любых свежих идей! - запальчиво сообщает группа "Ляпис Трубецкой". - Продажа аудионосителей, отчисления с концертов, авторские поборы кормят целую кучу этих дармоедов, а музыкант при этом получает жалкие проценты. Есть единственная возможность бороться с околомузыкальной системой — надо всем выкладывать музыку в Интернет!" Мысль отчасти справедливая, но далеко не новая. В нашей стране с продажи дисков никто из музыкантов особо не зарабатывал — однако тотального отказа от сотрудничества с бизнесом не было: артисты явно руководствовались принципом "с паршивой овцы хоть шерсти клок". И бесплатное выкладывание музыки в сеть — это, конечно, весомый кукиш в адрес лейблов, но пока не способ зарабатывания денег. В лучшем случае реклама будущих концертов — но сами понимаете, что она выведет "в плюс" в мизерном количестве случаев.
"Манифест" "ляписов" - один из таких случаев. Вот уж они точно не прогадают, выложив новый альбом на сайте "Афиши" - да хотя бы потому, что добрая половина песен вызывает мысль типа "а на концерте это, должно быть, звучит очень мощно". Правда, данный способ "дистрибьюции" покоробит рафинированных меломанов как не передающий все нюансы саунда. Но на живых выступлениях тоже передаются не все звуковые нюансы — так что "Ляпис" совершенно законно не заморачивается на качестве, а зовет слушателя "в отрыв", на концерт. Зовет очень успешно, ибо "Манифест" стал отличным продолжением "Капитала": группа вновь играет жестко и зло, смешивая ска с почти уже хард-роком, а дворово-сиротские интонации, похоже, бесповоротно сменились энергичными политическими зонгами и самоироничными текстами. Команда умудряется как-то обходиться без совсем проходных треков, что внушает некоторые опасения за судьбу следующего после "Манифеста" альбома — здесь Сергей Михалок и Ко высказываются настолько внятно и полно, что к очередной пластинке им придется вырулить на какое-то новое направление.
А пока — радуемся "Манифесту". Заглавная песня метит если не в анархические гимны, то в счастливую концертную кричалку. "Belarus Freedom" вызывает серьезное беспокойство за дальнейшую судьбу группы в родной Белоруссии, одновременно являясь на редкость привязчивым хитом. Антигламурная "Галактика", рэп-куплеты в "Клипе", очень остроумные "Трубецкой" и "Рыбка золотая", стебный "Жлоб" - "ляписы" не стесняются издеваться над собой с особым цинизмом, одновременно выписывая довольно жестокие диагнозы обществу и шоу-бизнесу. При этом команда обходится без надрыва и трагизма — лечить кризисы человечества Михалок и группа берутся с помощью интенсивной смехотерапии. Ну и как минимум забавно, что крайне продуктивный пример настоящей творческой свободы демонстрирует нам группа из лукашенковской Белоруссии.
Алексей Мажаев, InterMedia