"АДМИРАЛЪ": ПЛАВАЛИ — ЗНАЕМ **
Эсминец "Сибирский стрелок" под командованием капитана Александра Васильевича Колчака занимается постановкой мин — они крупным планом падают в воду и медленно тонут (в фильме вообще постоянно что-то падает или тонет — портреты, бокалы, мины; в финале тонет и сам Колчак). Вдруг из тумана выплывает немецкий линкор и начинает мочить русских минеров — взрывы окатывают всех водой, матросы падают и тонут. Так продолжается до тех пор, пока к артиллерийскому орудию не становится сам Александр Васильевич, который первым же выстрелом сносит вражескому линкору башню. На балу в честь победы капитану достается фант — поцеловать первого, кто войдет в комнату. Он, конечно, предполагает, что это окажется вестовой матрос, посланный за шампанским — но нет, дыша духами и туманами, входит Анна, жена капитана Тимирева (Ветров). И вот Колчак (Хабенский) стоит напротив Анны (Боярская) и собирается ее целовать.
Где-то мы уже недавно это видели, неправда ли (тем более что благодаря злоупотреблению крупными планами разница между эпохами почти не бросается в глаза)? И немудрено — "Ирония судьбы-2" была сделана в перерыве между съемками "Адмирала". Жаль только — Безруков играет не Тимирева (что было бы логично), а Каппеля. Усы и борода у Тимирева и Каппеля примерно одинаковы, так что такое странное распределение ролей можно объяснить лишь небрежностью. В остальном же фильм представляет собою набор весьма остроумных режиссерских решений. Андрей Кравчук (автор вполне приличного фильма "Итальянец"), видимо, предложил Хабенскому играть так, как будто он мысленно все время произносит фразу "какая же гадость эта ваша заливная рыба", Боярской же была дана установка думать что-то вроде "Саша — я ваша навеки". Нельзя не признать, что со своими задачами актеры справились вполне успешно. Оригинально решены и батальные сцены — в основном это анимация в стиле компьютерных игр о мировых войнах, разбавленная быстрым чередованием крупных планов взрывов и выстрелов. Сюжет развивается стремительно — перед нами практически набор трейлеров, Колчак действует решительно — встретил, увидел, полюбил, Анна Тимирева от него не отстает. Никакого развития чувств, рефлексии, мук вины перед мужем, женой, боевым товарищем… Никаких страданий и страстей — впрочем, Боярская изображает нечто вроде пробудившейся нимфомании (радует, правда, что сцена, где Тимирева переодевается в санитарку и видит себя в зеркале, чем-то напоминает кадры со Скарлетт Йоханссон из "Девушки с жемчужной сережкой"). Непонятно, как вообще зародилась любовь героев — похоже, что Александр и Анна решили сойтись, выяснив, что у обоих в роду были турки. Такое впечатление, что перед нами не романтические герои с возвышенными трагичными чувствами, а ловелас и профурсетка из парижского высшего общества времен Мопассана, меняющие любовников, как перчатки. Удручающее впечатление производят и ходульные, штампованные диалоги, неестественные интонации, с которыми произносят свой текст герои фильма. Но особенно обидно за проваленную сцену атаки каппелевцев. Ведь, казалось бы, — какая восхитительная возможность процитировать "Чапаева", но нет, сцена беспомощна, снята неуверенно, никакой попытки обыграть классику даже близко нет. Для того чтобы представить, насколько эффектно это можно было сделать, достаточно собственно "Чапаева" пересмотреть. Стоило бы пересмотреть и, хотя бы, "Анкор, еще анкор" - чтоб сравнить, как снимают измену и запретную любовь, стоило бы пересмотреть какую-нибудь "Эскадрилью "Лафайет" - чтоб увидеть, как зрелищно снимают Первую Мировую войну, в конце-концов — пересмотреть "Долгую помолвку", чтоб представить, как зрелищно снимают войну и глубоко — чувства. Впрочем, одна сцена авторам по-настоящему удалась — расстрел морских офицеров на краю оврага. Сделана она действительно мастерски, эффектно, неожиданно и жутко. И хотелось бы думать, что раз хоть одна сцена удалась без всяких скидок — не все потеряно для отечественного киномейнстрима. Только вот по сравнению с, например, "Турецким гамбитом" (режиссер которой Джаник Файзиев — продюсер описываемой колчакиады) "Адмирал" - как "Меченосец" по сравнению со "Статским советником". Сто шагов назад.
Борис Гришин, InterMedia