"ПОЙМАННЫЕ МУРАВЬЕДЫ" - "ПОЙМАННЫЕ МУРАВЬЕДЫ" ***
Когда Сергей Шнуров рассорился с компанией Gala Records, он в сердцах пообещал, что создаст собственный лейбл и сам будет обманывать музыкантов. Сказано — сделано: у лидера группы "Ленинград" в конце 2003 года появился лейбл "Шнурок", дебютным релизом которого стал диск группы Spitfire. В феврале 2004-го Шнуров устроил пресс-конференцию, на которой его адвокат Вадим Усков с помощью рисования на доске каких-то немыслимых схем обвинял лейбл Gala Records в утаивании от артиста его истинных тиражей (см. МУЗЫКА от 20.02.04). Сергей Шнуров сидел в президиуме, с удивлением взирал на сыпавшего юридическими терминами адвоката, после чего дал всем добрый совет: "Никогда не пишите никаких песен". Когда дело дошло до вопросов, я спросил главного "ленинградца", как идет его собственный рекорд-бизнес, удачно ли воплощаются в жизнь планы наживаться на музыкантах. "Жутко нажился, - мрачно ответил Шнур. — На самом деле я им все деньги отдал".
Осенью 2008 года группа "Пойманные муравьеды" бесплатно выложила на свой сайт новый, третий по счету, альбом, а также теоретическое обоснование того, почему они не хотят больше связываться с рекорд-компаниями. "На протяжении восьми лет — всего существования "ПМ" — мы, участники коллектива, имели дело (хотелось бы сказать "сотрудничали", но как-то язык не поворачивается назвать ЭТО "сотрудничеством") с рядом отечественных звукозаписывающих компаний различного калибра и пошиба. Попытаюсь проанализировать и трезво дать оценку совместной деятельности, - пишет солист группы Папа Смайк. - Что мы имели? Постоянные срывы сроков выпуска, нулевую промо-поддержку релизов, пустопорожнюю болтовню и чванство функционеров от музыки, и наконец, просто банальное невыполнение финансовых обязательств — вот все те "плюсы" работы с рекорд-лейблами, коими мы имели счастье насладиться в полной мере. Казалось бы, основная задача звукозаписывающей компании — качественное и своевременное доведение плодов творческих усилий исполнителей до потенциальной аудитории, однако на практике всЈ выходит с точностью до наоборот — делается всЈ для того, чтобы этот путь стал долгим, утомительным и невыносимым. Естественно, от такого подхода в равной степени страдают интересы как музыкантов, так и слушателей. Но к счастью, прогресс не стоит на месте — мы с вами живем в век высоких технологий, которые с легкостью позволяют нам избавиться от никчЈмного паразита-посредника в цепи "музыкант — меломан". Институт рекорд-лейблов не подает никаких признаков жизни и уже, кажется, начал вонять. Пора вбить осиновый кол в их поганую яму. Пусть поп-зомби цепляются за громоздкого полумертвого Франкенштейна индустрии звукозаписи. Живым людям это ни к чему".
Кстати: дебютный диск "В районе аппендикса" вышел в 2004 году на лейбле "Шнурок", второй альбом "Короли четверга" - на не менее независимой фирме Rocket Music. Получается, это на них обрушился гнев Папы Смайка? Или речь идет о каких-то жирных компаниях, которые что-то пообещали "Муравьедам" и обманули? Хотелось бы понять. Качать новый альбом можно бесплатно, но от денег группа не отказывается: на сайте выложены номера электронных кошельков команды — если альбом понравится, заплатите, сколько сможете.
Агрессия и борзость эпистолы Папы Смайка отчасти характерна и для музыки пластинки. В первом же треке "Пойманные муравьеды" делятся своими рецептами по завоеванию рынка: "Хватит валять дурака, пора ковать поп-хиты. Уроды с радио и из ящика должны понять: мы — это эстрады короли. Берем ингредиенты: хип-хоп и знойные ритмы Мексики…" Против знойных ритмов возразить сложно, тем более что играть латино "Муравьеды" любят и умеют. Треть диска выполнена в этом симпатичном жанре, а рефрен "пожелайте мне удачи — я бухой иду к мучаче" достоин перейти в разряд крылатых выражений. У группы вообще попадаются смешные фразочки и песни: например, "Неземная Земанова" очень напоминает письма Владимира Кристовского Уме Турман с той разницей, что Вероника Земанова — это известная чешская порномодель. Однако команда, видимо, решила, что "мексиканский" стиль воспринимается больше как фоновый, и начала проявлять болезненный интерес к рэп-металу и прочей альтернативе: в "Слабом звене", "Молоке в эфире" и "Детях могилы" "Муравьеды" зверствуют не на шутку. В результате им удалось заглушить собственные проблески остроумия, а также лишить альбом ощущения цельности. Статистики о том, сколько уже удалось заработать "Муравьедам", пока нет, да скорее всего и не будет. Могу точно сказать, что сумма будет существенно меньшей, чем у Radiohead.
Алексей Мажаев, InterMedia