"БЕЗУМНЫЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ": ДЕЛО О ГИБКОЙ ПУЛЕ И СЕМИ ГРЕХАХ****

Премьера ироничного мистического детектива "Безумный следователь" ("Sun taam", 2008, Гонконг, режиссеры — Джонни То, Вай Ка-Фай, в ролях - Чин Вань Лау, Энди Онь, Ка Тун Лам, Келли Линь, Флора Чан, Сует Лам, Джо Кук, Люн Хунг Вай, Джей Лау) прошла в кинотеатре "Формула кино Горизонт" 15 октября.
Детектив Бан (Чин Вань Лау) сначала поражал коллег нетрадиционными методами ведения дел, а после и вовсе
отрезал себе ухо в знак признательности уходящему на пенсию начальнику. За что и был уволен из полиции по причине прогрессирующего безумия. Спустя несколько лет молодой инспектор Хо (Энди Онь) приходит к Бану домой. Следователь явно не в норме. Живет один (или почти один, так как его жену Мэй (Келли Линь), кроме него, никто не видит). И пускай все считают Бана чокнутым - Хо верит, что именно Бан способен распутать сложное дело об исчезновении полицейского Вонга, пропавшего загадочным образом во время преследования мелкого воришки-индийца. Все дело в том, что у Бана есть редкий дар видеть настоящие сущности людей. Эти способности помогают сыщику прозревать истину. Главный подозреваемый в деле Вонга — его напарник Чи-Вай, в котором, по мнению Бана, заключено целых семь личностей (при желании в этих фантомах можно угадать семь грехов человеческих). По ходу расследования сумасшествие Бона выходит на финишную прямую. Постепенно делириум настигает и нестабильную психику амбициозного Хо.
Гонконгский криминальный боевик существует уже более двадцати лет, и тем более приятно, что в эпоху тотального вымирания жанров он до сих пор остается на плаву. И сдавать позиции явно не собирается. Казалось бы, после знаменитой трилогии Эндрю Лау и Алана Мака, известной у нас под названием "Двойная рокировка", сказать на эту тему было уже нечего. Но появились "SPL" Уилсона Йипа как некая квинтэссенция наработанных идей, две части "Выборов" Джонни То, где жанровый пафос был просто вывернут наизнанку, и стало окончательно ясно - классическое полицейское кино Гонконга еще рановато сбрасывать со счетов. И если в криминальный фильм уже уверенно входит мистика и психодел, то, как минимум, мы можем ожидать в будущем еще несколько примеров подобной эклектики. Снимали же в свое время в Гонконге прелестнейшие вампуки вроде "Шаолинь против зловещих мертвецов".
"Безумный следователь" - это, конечно, не "SPL", он не несет в себе финального катарсиса, не выворачивает наизнанку эмоции и чувства, не ранит сердце всерьез и надолго. Удовольствие от его просмотра почти интеллектуального свойства. Но, возможно, в этом и таится его главное очарование. Ведь все компоненты зрелища, столь ценимые поклонниками, на своих местах. Хотите медленные полеты камеры вдоль лобового стекла автомобиля, крупные планы в неоновых вспышках ночного города или поездку на мотоцикле под пронзительную музыкальную тему, когда девичье лицо прижимается к мужскому плечу? Вы это получите. Ведь согласно выработанным за десятилетия законам азиатской сентиментальности, мужские разборки разбавлены нежной и щемящей лирикой (тайваньская актриса Келли Линь уверенно дышит в затылок главной китайской диве Гон Ли). Хотите слышать хруст лобовых костей, разбиваемых об туалетный кафель, видеть, как пули прошивают недолговечные тела маленькими алыми взрывами? Получите и это. И все же режиссерский замысел идет дальше привычных реалий. Джонни То и Вай Ка-Фай создают не только детектив, что само по себе при нужном подходе является беспроигрышным методом держать зрителя в напряжении. Мы становимся свидетелями двойного расследования: поиска убийцы и блуждания по извивистым коридорам психики детектива Бана. И смех, возникающий от некоторых сюжетных коллизий, скорее нервно-судорожный, чем невинный. Отточенная, как клинок, игра Чин Вань Лау, словно по лезвию ножа уводит действие в зазеркалье — место, где между реальностью и шизофреническим бредом грань давно уже стерта. Но когда в финальной перестрелке зеркала разлетаются вдребезги от вполне ощутимых пуль, столь ожидаемый прием уже не кажется штампом, позаимствованным у Орсона Уэллса или Гая Гамильтона. Иллюзия все-таки обретает плоть, пусть и пронзенную выстрелами.
Анастасия Белокурова, InterMedia

Последние новости