"ПИЛОТ" - "1+1=1" ***
Это, конечно, не для нас пластинка, а в первую очередь для поклонников группы "Пилот" и последователей УЧЕНИЯ Ильи Кнабенгофа, который "в титрах" альбома впервые отказывается от своего давнего псевдонима Черт. Это они, сподвижники, полезут открывать "мультимедийный трек формата PDF с книгой, подробно раскрывающей тему этого альбома". Это они будут прибавлять звук своих магнитофонов на каждом нечетном треке — потому что там записаны не песни, а обширные разговорные куски авторства Ильи Черта и в его же исполнении. Что ж, назвался последователем — люби и саночки возить, играй в эти игрушки, читай книжки, в которых черт ногу сломит, и верти ручку громкости.
Мы же имеем роскошь не прибавлять звук, а поняв, что без этого смысл разговорных тирад постичь невозможно, начнем и вовсе перематывать треки с названиями "Путь", "Оборот кармы", "Иллюзия относительности", "ВсЈ замкнуто в себе" и т.п.. К слову, если не относиться к диску "1+1=1" как к философскому артефакту и части УЧЕНИЯ, легко заметить некоторое сходство с диском "Алисы" "Энергия". Там тоже были так называемые spoken word, правда, Доктор Кинчев сотоварищи надрали их у Бодлера и других классиков. Кнабенгоф же, разумеется, все придумал сам, но с Бодлером пока не сравнился. В музыкальном же отношении "Пилот" показал все то же пристрастие к стилистике группы "Алиса", о котором пишется едва ли не в каждой рецензии на альбомы группы Ильи Черта. Опять-таки, если относиться к альбому как к концептуальному труду, можно оправдать и восточные мотивы в песне "Карма", и пауэр-метал в "Драконе". Но если взять эту пластинку с наивным желанием "чисто музыку послушать", то знакомство с "1+1=1" фактически сведется не к восхищению плотной и тягучей игрой инструменталистов, а к мысленному расставлению галочек, на что похож тот или этот трек. Лидером в хит-параде "пилотских" подражаний опять стала "Алиса" - из "Кармы", "Джедаев", припева "Сфинксов" так и сочится уважение к композиторскому и исполнительскому таланту Константина Кинчева, а "Василиск" напомнил о фольклорных изысканиях "Алисы" времен "Шабаша". В запеве тех же "Сфинксов" у Кнабенгофа обнаружился талант к подражанию еще одному кумиру — Виктору Цою. Как бы то ни было, эта композиция способна перехватить статус самого свежего хита "Пилота" у "Нет вестей с небес", которая, кстати, тут тоже записана, ближе к самому финалу.
В общем, нормальный альбом "Пилота" - пара отличных песен, много крепкого подражательства, еще больше псевдофилософской мути. На все про все 70 минут — многовато, конечно, но если подсократить и упростить, тогда пластинка выглядела бы более традиционной и в конечном счете ординарной. Поэтому "Пилоту", конечно, повезло с лидером: Илья Кнабенгоф умеет при всех вышеперечисленных условиях сохранять за своим коллективом неоднозначную репутацию. А это лучше, чем зрительское равнодушие.
Алексей Мажаев, InterMedia