F.P.G. - "PUNK JAZZ" **
Я пресс-релизы стараюсь не читать, в лучшем случае просматриваю. Их составители, как правило, слишком увлекаются хвалебными прилагательными, и на какую-либо информацию по делу места у них нередко попросту не остается. Да даже если попадается пиарщик, осознающий, что журналисту нужна не рекламная листовка, а сведения об истории группы и создании альбома, он все равно почти никогда не может справиться с искушением вставить в свое произведение какой-нибудь заманчивый лозунг. С пластинкой группы F.P.G. приехали две страницы, где наряду с фразами "Каждая их строчка — слоган, каждая песня — выстрел!", "Завтра их афишами будет обклеен весь ваш район, а стены подъезда будут исписаны словом из трех букв — F.P.G." удалось обнаружить и полезные сведения, и даже прямую речь участников группы. Но финальная фраза пресс-релиза обескураживает не по-детски. "Жесткие ритмы в нежной упаковке — лучший подарок поклонникам тяжеляка!"
Серьезно? В рецензентскую голову сразу полезли видения, одно другого краше. Вот Егор Летов нежно упаковывает "Х... на все на это и в небо по трубе" в пасторальные аранжировки струнного квартета. Вот Кач совместно с группой "Тутси" мелодично исполняет поп-хит про Дробыша. Вот "Люмен" с улыбкой Олега Митяева исполняет свое "Государство" под переборы гитары на приеме у Путина. На все это, конечно, было бы любопытно поглазеть — но только нам, обладателям извращенного музыкального вкуса и абсурдного чувства юмора, а никак не "любителям тяжеляка".
Между тем, группа F.P.G. на альбоме "Punk Jazz", записанном, как забывает сообщить пресс-релиз, 22 июня прошлого года в клубе "Тень", занимается именно этим — предлагает "у...бышам" сосать при помощи довольно ласковых музыкальных средств. Что, признаться, озадачивает. Первые упоминания группы F.P.G. в более-менее центральной прессе прозвучали в интервью Александра Васильева и Константина Кинчева — мэтры рок-н-ролла с некоторым даже вызовом признавались, что для души они предпочитают слушать этот бескомпромиссный панк-коллектив. Нонконформизм, таким образом, был одной из главных добродетелей F.P.G. - ведь даже благообразные лидеры рока старались отщипнуть себе от их скандальной славы: типа, что бы мы ни пели, но слушаем-то мы реальных злых чуваков! В этом контексте новость о том, что F.P.G. доросли до джаза (!) и записали акустический альбом с сильным влиянием этого жанра хотелось прокомментировать с истинно панковской экспрессией. Прослушивание подтвердило худшие опасения. Когда-то Вадим Степанцов объяснял название собственного альбома "Бог, клубника и павлин" тем, что между перечисленными понятиями нет ничего общего. Примерно столько же сходства обнаруживается между текстами песен группы F.P.G. и желанием исполнить эти песни в респектабельной акустике. О том, что песни сами по себе небезнадежны, можно догадаться по реакции несколько недоуменного зала — основной мат-перемат публика поет с энтузиазмом, способным, если бы не режиссеры записи, купировать непривычное исполнение. Занятно, но в новых для себя аранжировках команда тоже звучит вполне солидно — отчасти напоминая протрезвевший "Ленинград". Однако в почти интимный инструментал F.P.G. некрасиво вторгаются их максималистские, грубые и откровенные тексты — уместные в панковском слэме и бьющие в молоко в акустической версии. Так что, если группе снова захочется "дать джазу", то лучше ей будет написать для этого какие-то специальные песни.
Алексей Мажаев, InterMedia