"КРАСНЫЙ ПОЯС": КАК НАДЕНЕШЬ ПОЯС, БЕРЕГИ ЕГО! **
Вообще считается, что Дэвид Мамет — довольно серьезный и глубокий режиссер, драматург и вообще собаку съел на сценариях. В его активе — "Испанский узник", "Спартанец", "Почтальон всегда звонит дважды", "Хвост виляет собакой" и довольно своеобразная адаптация пьесы Чехова "Дядя Ваня" под названием "Ваня на 42-й улице". В англоязычном мире в его честь даже изобрели специальный термин — "mamet-speak", то есть все диалоги, написанные Маметом, имеют особый ритм, хотя злые языки предполагают, что режиссер добился этого, ставя во время репетиций перед актерами метроном, таким образом отсекая все лишнее. А еще Мамету приписывают довольно парадоксальную фразу — дескать, хороший сценарий должен вообще обходиться без диалогов.
Мысль, конечно, интересная, вот только воплощать ее Мамет не торопится. Его новая картина формально является спортивной драмой из мира восточных единоборств, а более конкретно — джиу-джитсу. Выбор вида борьбы объясняется просто: сам Мамет в течение пяти лет серьезно занимался джиу-джитсу, и его настолько увлекла философия этой борьбы — в любой ситуации можно вести себя достойно, из любой ситуации можно найти выход, силу противника всегда можно обратить в свою пользу, бла-бла-бла, — что он решил снять "Красный пояс".
Главный герой Майк Терри, насквозь положительный чернокожий тренер по джиу-джитсу (Чиветель Эджиофор), живет по кодексу самурая, считает, что соревнования ослабляют дух бойца, и вообще презирает деньги. Однажды к нему в школу случайно заходит промокшая адвокатесса (Эмили Мортимер), психующая из-за того, что она не успела в аптеку за какими-то (явно непростыми - в других аптеках их не продают даже по рецепту) лекарствами. Служащая Фемиды настолько не в себе, что вдруг хватает пистолет тренирующегося копа и выстрелом разбивает витрину. Коп из благородных побуждений (ха-ха, в Лос-Анджелесе водятся благородные полицейские!) делает вид, что ничего не произошло. Подумаешь, нервы шалят - со всяким бывает. А тренер заходит в бар, где случайно спасает от побоев кинозвезду. Последний дарит Майку золотые часы, тот передаривает их полицейскому, полицейский несет их в ломбард, где выясняется, что часы — да-да! — краденые, или, как говорят в фильме, "а котлы-то паленые!" У полицейского начинаются проблемы по службе, и чтобы сохранить честь друга и его школы, коп решает уйти из жизни. Нашему афросамураю не остается ничего другого, как выйти на бой, в котором он к тому же должен был заведомо проиграть. Такая замысловатая цепочка событий приводит зрителя к хэппи-энду, ведь если в названии стоит "Красный пояс", значит — это не спойлер, а логический вывод, что главный герой, победив зло добром и кулаками, получит пресловутый пояс.
Сказать по правде, снимать в 2008 году прямолинейную шаблонную драму о продажных тварях из мира спорта и шоу-бизнеса, о честных неподкупных полицейских и тренерах и о том, что знание поборет силу, и называть его "большим кино о джиу-джитсу" - как-то неловко. И зритель, пришедший на того самого Дэвида Мамета, наблюдая за всем этим экранным манихейством, чувствует ту же неловкость — популярность картин вроде "Кровавого спорта", "Лучшего из лучших" и "Рокки" давно сошла на нет. Есть ли смысл дважды выходить на ринг в одних и тех же трусах?
Денис Шлянцев, InterMedia