В ВЕНЕ ЗАЗВУЧИТ СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА

Фестиваль современной музыки "Wien Modern" открывается в столице Австрии 1 ноября. Его основал в 1988 году Клаудио Аббадо, который тогда занимал пост руководителя Венской государственной оперы. За двадцать лет существования смотр окреп и вырос, объединив разные жанры искусства. Из массового сознания за это время исчез еще один стереотип Вены как "музыкального музея". Теперь именно там проходят мировые премьеры сочинений лидеров европейского музыкального авангарда.
На открытии фестиваля выступит Пьер Булез, который продирижирует сочинениями, написанными в этом году молодыми авангардистами - Фабианом Панизелло, Изабель Мандри и Энно Поппе. Во втором отделении концерта прозвучит собственное произведение Булеза. "Двадцать лет назад программа фестиваля выглядела так: Булез, Лигети, Штокхаузен. Считалось, что музыкальный авангард — это авангардные композиторы", — замечает директор "Шенберг-Центра" (Австрия) Кристиан Майер. "Сегодня очевидно, что музыка, написанная композиторами для симфонических оркестров, — это всего лишь одна из музыкальных практик. Нас все больше интересует электронная музыка и сочетания музыки с другими медиа: видео, танцем, перформансом", — замечает арт-директор фестиваля Берно Польцер.
Основная площадка фестиваля — Венский "Концертхаус". В начале ХХ века его построили в противовес роскошному Музыкальному собранию. "В 1907 году там произошел скандал при исполнении Камерной симфонии Шенберга — настоящая драка с участием Малера и полиции. С тех пор Музыкальное собрание функционирует как классический музей, а вот "Концертхаус" — это уже что-то вроде галереи современного искусства", — поясняют организаторы.
Театр Брут во флигеле Венского дома художника — это еще более современное здание. На этой площадке фестиваль "Wien Modern" открывает Тони Конрад, один из хэдлайнеров фествиаля этого года, музыкант и медиахудожник из круга Энди Уорхола. Для звукоизвлечения, помимо скрипки, он использует швейную машинку и пятидесятиевровую купюру.
Память об отце-основателе "атональной музыки" старательно поддерживает Кристиан Майер. Вот уже много лет он руководит "Шенберг-Центром". Недавно собрал выставку о взаимном влиянии Арнольда Шенберга, Эдварда Мунка и Августа Стриндберга — свидетельства связи музыкального авангарда с авангардной живописью и литературой. Самая современная стратегия, продвигаемая фестивалем "Wien Modern", была открыта в Вене еще в начале ХХ века. "Шенберг постоянно писал автопортреты, отражавшие состояние его души в разное время", — поясняет Кристиан Майер. Автопортрет с красными глазами очень похож на "Крик" Мунка. Кроме того, Шенберг сам создавал сценографию для постановок своих произведений и много читал Стриндберга. А еще Стриндберг и Шенберг писали похожие пейзажи.
В Шенберг-Центр приходят исследователи, чтобы работать с рукописями композитора. А современные венские композиторы и музыкальные критики часто заходят в кафе "У Ратуши". "Если мне нужно встретить кого-то из композиторов и музыкальных критиков безо всяких договоренностей, я знаю, что нужно просто заглянуть сюда в полдень. Вчера, например, я встретил здесь Ольгу Нойвирт", — добавляет Майер. Ольга Нойвирт — автор оперы "Шоссе в никуда" по фильму Дэвида Линча на либретто Эльфриды Елинек. Ее имя встречается в программе фестиваля "Wien Modern" среди сотни имен других, не менее молодых и авангардных европейских музыкантов — сегодняшних "нововенцев".

Последние новости