В ВЕНЕ ЗАЗВУЧИТ СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА
На открытии фестиваля выступит Пьер Булез, который продирижирует сочинениями, написанными в этом году молодыми авангардистами - Фабианом Панизелло, Изабель Мандри и Энно Поппе. Во втором отделении концерта прозвучит собственное произведение Булеза. "Двадцать лет назад программа фестиваля выглядела так: Булез, Лигети, Штокхаузен. Считалось, что музыкальный авангард — это авангардные композиторы", — замечает директор "Шенберг-Центра" (Австрия) Кристиан Майер. "Сегодня очевидно, что музыка, написанная композиторами для симфонических оркестров, — это всего лишь одна из музыкальных практик. Нас все больше интересует электронная музыка и сочетания музыки с другими медиа: видео, танцем, перформансом", — замечает арт-директор фестиваля Берно Польцер.
Основная площадка фестиваля — Венский "Концертхаус". В начале ХХ века его построили в противовес роскошному Музыкальному собранию. "В 1907 году там произошел скандал при исполнении Камерной симфонии Шенберга — настоящая драка с участием Малера и полиции. С тех пор Музыкальное собрание функционирует как классический музей, а вот "Концертхаус" — это уже что-то вроде галереи современного искусства", — поясняют организаторы.
Театр Брут во флигеле Венского дома художника — это еще более современное здание. На этой площадке фестиваль "Wien Modern" открывает Тони Конрад, один из хэдлайнеров фествиаля этого года, музыкант и медиахудожник из круга Энди Уорхола. Для звукоизвлечения, помимо скрипки, он использует швейную машинку и пятидесятиевровую купюру.
Память об отце-основателе "атональной музыки" старательно поддерживает Кристиан Майер. Вот уже много лет он руководит "Шенберг-Центром". Недавно собрал выставку о взаимном влиянии Арнольда Шенберга, Эдварда Мунка и Августа Стриндберга — свидетельства связи музыкального авангарда с авангардной живописью и литературой. Самая современная стратегия, продвигаемая фестивалем "Wien Modern", была открыта в Вене еще в начале ХХ века. "Шенберг постоянно писал автопортреты, отражавшие состояние его души в разное время", — поясняет Кристиан Майер. Автопортрет с красными глазами очень похож на "Крик" Мунка. Кроме того, Шенберг сам создавал сценографию для постановок своих произведений и много читал Стриндберга. А еще Стриндберг и Шенберг писали похожие пейзажи.
В Шенберг-Центр приходят исследователи, чтобы работать с рукописями композитора. А современные венские композиторы и музыкальные критики часто заходят в кафе "У Ратуши". "Если мне нужно встретить кого-то из композиторов и музыкальных критиков безо всяких договоренностей, я знаю, что нужно просто заглянуть сюда в полдень. Вчера, например, я встретил здесь Ольгу Нойвирт", — добавляет Майер. Ольга Нойвирт — автор оперы "Шоссе в никуда" по фильму Дэвида Линча на либретто Эльфриды Елинек. Ее имя встречается в программе фестиваля "Wien Modern" среди сотни имен других, не менее молодых и авангардных европейских музыкантов — сегодняшних "нововенцев".