АЛЕКСАНДР НОВИКОВ: "Я ТАЛАНТЛИВЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ, ПОЭТ И КОМПОЗИТОР — В ЭТОМ МОЙ СЕКРЕТ УСПЕХА"
"Все эти награды не имеют для меня абсолютно никакой ценности. Собираются меня наградить или нет? Мне об этом неизвестно и это мне абсолютно неинтересно. Награда должна приносить человеку либо какие-то блага, либо почет, либо моральное удовлетворение. Ни того, ни другого, ни третьего ни одна из наград, что могли бы мне дать сегодня, не принесут. То, что я сделал, значительно выше предполагаемых наград… Для любого артиста (а не только для меня) зрители в зале, довольные концертом, — лучшая награда. А все остальное — условности".
(БЫВАЮТ ЛИ У НЕГО НЕУДАЧНЫЕ КОНЦЕРТЫ)
"У меня неудачных концертов никогда не было и не будет! Люди, которые приходят на мои концерты, знают, куда они идут. Но даже если на мое выступление придут "случайные люди" или если я окажусь в чужой аудитории, у меня хватит таланта, мастерства, опыта и личного обаяния как артиста сделать эту аудиторию "своей" уже через несколько минут после начала концерта. Поэтому у меня не было ни одного выступления, которое принесло бы разочарование мне или зрителю".
(НЕ ХОТЕЛОСЬ ЛИ РАСШИРИТЬ ГРАНИЦЫ ЖАНРА)
"Именно это я и делаю. Я не хочу ходить внутри периметра шансона, я хочу расширить его, насколько можно. Задача любого творческого человека, а тем более известного — расширить границы жанра, в котором он работает… Тут много составляющих. Раньше шансон пели в подворотнях, сегодня он вышел на сцену, появилась зрелищность. Значит, нужно работать над светом, над костюмами. Вчера играли просто под гитару — сегодня стоит мощная аппаратура. Вчера аранжировка была, как у костра — в две гитары, а сегодня присутствует полная гамма всех инструментов. И раз расширяется арсенал возможностей, то усложняется и структура песни. Если раньше хитом была "Мурка", завтра она уже им не будет. Если мы будем петь одни и те же архаичные песни, жанр умрет. Но сам по себе жанр развиваться не может — его развивают люди, участвующие и работающие в нем. Это точно так же, как, например, в балете. Сравните — какой был балет раньше и каким он стал сегодня".
(О ФРАЗЕ "СКАЖИ МНЕ, КАКУЮ МУЗЫКУ ТЫ СЛУШАЕШЬ, И Я СКАЖУ, КТО ТЫ")
"Это правило действовало всегда. И оно было не нами выдумано и не нами замечено. Это было замечено еще в Древнем Риме: скажи мне, кто твои друзья, покажи мне свое жилище — и я скажу, кто ты. Покажи одну из своих привязанностей, и я скажу, кто ты. И с музыкой — то же самое. Это духовная пища: покажи мне пищу, которой ты питаешься, и мне станет все о тебе ясно. Конечно, понятно, что трудно сравнивать человека, который слушает и восторгается творчеством Кати Лель или Ирины Салтыковой, с тем, кто слушает Ростроповича".
(О ЮБИЛЕЙНЫХ КОНЦЕРТАХ В ММДМ)
"А мне на любой сцене будет уютно выступать, даже на сцене Большого театра. Я совершенно уверен в том, что, если в Большом, например, отменят оперу и попросят для этой же публики выступить меня, я смогу сделать так, чтобы из зала мало кто ушел. Ну, уйдут, конечно, эстетствующие — они в любом зале есть. Но вот представьте — публике в Большом театре говорят: сегодня спектакль отменяется, а вместо него — выступление Аллы Борисовны Пугачевой. Не думаю, что кто-то уйдет из зала. Я себя не считаю хуже".
(О СОМНЕНИЯХ)
"Как творческий человек, я сомневаюсь всегда, в любом своем произведении. И самый страшный цензор и палач для себя — я".
(НЕ ХОЧЕТСЯ ЛИ ЕМУ УЛУЧШИТЬ АЛЬБОМ УЖЕ ПОСЛЕ ЗАПИСИ)
"Чтобы об этом не думать, я стараюсь не слушать записанный альбом. Такие мысли бывают всегда, и не только у меня. Надо просто вовремя вырвать у автора из рук его произведение. Вот если у Велимира Хлебникова не успевали вырвать стихотворение из рук после того, как он его написал, то через пять минут он переделывал его до неузнаваемости..."
(О СЕКРЕТЕ УСПЕХА)
"У меня нет никакого секрета. Я пишу красивые, добрые, благородные песни. Я являюсь талантливым исполнителем, поэтом и композитором — вот в этом весь "секрет". Меня не создавали ни на каких "фабриках". Я записал альбом "Вези меня, извозчик" и на следующий день проснулся известным".
(ОБ ИДЕАЛЬНОМ ДНЕ)
"Он должен быть насыщен делами. Или его можно считать удачным, если сделал что-нибудь хорошее, красивое либо для себя, либо для другого человека, либо для творчества. Хотя нельзя говорить — этот день хороший, этот — неудачный. Все дни неотделимы, связаны какими-то нитями. Иногда, казалось бы, бесполезно прожитый день — просто в лености — дает какие-то силы, решения. Просто, например, сидел на рыбалке, засмотрелся на поплавок, задумался — раз, и придумал что-то такое, до чего в обыденной жизни, мечась между телефонами и компьютером, никогда бы не дошел. Так что отдыхать тоже надо".
(ЧЕМ ГОРДИТСЯ В ЖИЗНИ)
"Стал известным... Семья, дети — это само собой: построил дом, посадил дерево, родил детей... А вообще для меня радость не в том, кем ты стал, а в том — кем ты не стал и чего ты не сделал: не стал халдеем власти, не стал предателем, не стал чванливым и скупым, не стал трусом и не утратил любви и веры в Отечество".
("Новые известия", 31.10.08)