"ДОМОВОЙ": ТРИЛЛЕР ПРО ОБМЕН ОПЫТОМ ***
В Москве Карена Оганесяна постоянно льет дождь и иногда идет снег, возможно, таким образом, режиссер хочет доказать зрителю, что снимает артхаусный триллер о метаниях творческого человека, об отождествлении писателя и убийцы, но, скорее всего, непогода выглядит столь киногенично благодаря саундтреку Нино Катамадзе и команде Insight.
В Москве Карена Оганесяна живет писатель Антон (не Городецкий, но Праченко) в исполнении льва Алекса из "Мадагаскара-2". Писатель страдает от творческих мук, что наглядно изображается при помощи крупного плана вчерашней недоеденной пиццы и кучи немытых стаканов с остатками виски в мойке. Писатель много пьет и, по мнению редактора, пишет свои детективные романы про киллера Домового одной рукой вместо двух. Писатель страдает от отсутствия внимания — даже на презентации книги к нему за автографами подходят всего четыре человека: один из них говорит, что "книга — полное говно", другая путает Антона Праченко с Владимиром Сорокиным (интересное совпадение!). Последний покупатель (Владимир Машков в бейсболке и худи) и вовсе спрашивает: "А вы сами когда-нибудь убивали?" И тут же, выйдя из магазина, устраивает мастер-класс.
Писатель, нашедший музу в двойном убийстве и вдохновленный бутылкой Four Roses, вновь берется за перо — но вскоре начинает буксовать, пока не встречает того самого таинственного киллера. Представившись Домовым, стянув кепку и обнажив прическу, как у молодого Иосифа Кобзона, киллер предложил писателю свои услуги — сначала подсказал несколько сюжетов, а потом, когда писатель вошел в раж и сам захотел "пройти все этапы", организовал заказное убийство. По ходу действия развиваются несколько малозначительных сюжетных линий, и даже появляется Чулпан Хаматова с лошадьми, но основной конфликт - борьба единств и противоположностей - происходит между персонажами Хабенского и Машкова.
Как ни странно, творческие муки творческого человека, да еще и социопата к тому же — довольно зрелищная тема. Об этом, правда, более изящно, точно, обойдясь без особенных затрат, уже заявил Павел Руминов в своем фильме "Deadline". Почти о том же писали Стивен Кинг в "Мизери", Тибор Фишер в "Философах с большой дороги" и французские экзистенциалисты, когда говорили, что человек раскрывается только в пограничных — маргинальных - обстоятельствах. Однако так далеко, пожалуй, еще никто не заходил.
В фильме довольно успешно развенчивается ряд мифов из жизни "работников Word’а и клавиатуры", Хабенскому, несмотря на замыленность своего лица, удается неплохо изобразить мятущегося интеллигента, под воздействием алкоголя превращающегося в опасного гопника. В то же время картине серьезно недостает динамичности и равномерности. Заявленные жанровые условности "Домовой" с грехом пополам выполняет, но из-за отсутствия саспенса, "серого цветового решения", постоянного дождя и убаюкивающего саундтрека в отдельных местах действует как снотворное.
Получается, что режиссер решил усесться сразу на два стула, и, как обычно бывает в таких случаях, промахнулся мимо обоих: этот странный гибрид чересчур авторский и "атмосферный" для массового жанрового кино и слишком прямолинейный для поклонников артхауса. К тому же, где вы видели любителя "кино не для всех", который бы согласился — добровольно, не под пытками - посмотреть очередной русский фильм с Константином Хабенским?
Денис Шлянцев, InterMedia