АЛЕКСАНДР Ф.СКЛЯР — "ПЕСНИ МОРЯКОВ" **
Долгое время две истории — "ва-банковская" и сольная Александра Ф.Скляра — шли параллельно. Ф. часто отлучался из группы, делал сольные пластинки, серьезно отличавшиеся от звучания "Ва-банка". "Неправильно заставлять моих дядек играть то, что я играю на сольниках", - объяснял Скляр. Потом он возвращался и мутил с "дядьками" что-то жесткое и агрессивное. На последнем, как оказалось, альбоме "Ва-банка" "Игроки и шпионы" Александр даже подснял руку с пульта управления и позволил музыкантам включить в пластинку несколько своих песен. После этого он почему-то пришел к выводу, что тема "Ва-банка" себя исчерпала, и эту историю прикрыл. Теперь есть только сольный Александр Ф.Скляр и люди, ему аккомпанирующие. Насколько постоянен будет их состав, покажет время. Что касается музыки, то выпущенный в новой ипостаси альбом "Песни моряков" сочетает в себе максимализм и откровенность раннего "Ва-банка" времен "Рок-котов" и любовь "сольного Скляра" к путешествиям, приключениям и жестоким романсам.
Почему это нельзя было сочетать в рамках "Ва-банка", непонятно.
Дело в том, что Александр Ф.Скляр, редкая умница и харизматик, никогда не являл собой идеал композитора и исполнителя. Да, он безупречный фронтмен, но довольно ограниченный в вокальных средствах певец. Среди его мелодий очень мало хитовых — недаром его лучшей (читай - самой известной и коммерческой) песней считается "Эльдорадо". Ну и вообще песен у него гораздо больше, чем мотивов к ним. Из-за однообразной исполнительской манеры в сольных альбомах Александра Ф. слушать возможно было главным образом тексты, да и они порядком утомляли. Понятно, что Скляру было скучно в рамках панк-рока и он старался расширить рамки — но получалось это довольно неуклюже: заявленная куртуазность упиралась в ярко выраженную тяжеловесную индивидуальность музыканта и разбивалась об нее. Групповое творчество "Ва-банка" эту проблему умело разрешить: Скляру приходилось подстраиваться под энергичный аккомпанемент и соответствовать ему — это выглядело более органично, чем виртуальные камзолы, в которые он вечно норовил обрядиться сольно.
Теперь маски сброшены: сольный Скляр — он и есть настоящий, основной, и не сказать, что это сильно порадует слушателя, за исключением верных поклонников А.Ф. Альбом "Песни моряков" почти полностью посвящен просоленной мужской романтике — контрабандистам, морякам и прочим резким в суждениях людям. Скляр с видимым наслаждением погружается в тему — по традиции забывая о мелодиях и пении. Это самый "текстовый" альбом Александра — он предлагает вслушиваться в слова и не сильно смущается корявости некоторых из них. Песни вроде "Я лечу", "Корабли не тонут" и "Шаман" звучат так тяжело, что заставляют вспомнить о временах "Учитесь плавать", но эта "альтернативность" слишком тягучая — она не бодрит, а будто связывает по рукам и ногам. В "Не реви" автор доходит до максималистского манифеста "не грусти, не п…ди, не жалей, не реви", а в заглавном треке поражает совершенно некуртуазной строчкой "а бабы все уходят в матеря". Весь этот эпатаж сначала вызывает неоднозначную реакцию, а потом, после кавер-версии "Мама, мы все тяжело больны" - вполне однозначную. Цоя не узнать, вместо классической басовой партии Скляр и компания наворотили какого-то электропсиходела — если это новое лицо артиста, то лучше верните нам старое. Оно в принципе проглядывает кое-где: например, в композиции "Предательство и контрабанда", выходившей на альбоме "Город Х", Александр Ф.Скляр так увлекается рассказываемой историей, что не вспоминает об усложнении аранжировки и делает ее вполне традиционной, много раз слышанной. Впрочем, и эта песня не позволяет отделаться от мысли, что в амплуа телеведущего или интервьюируемого музыкант выглядит более уверенно.
Алексей Мажаев, InterMedia