ВИС ВИТАЛИС — "ДЕЛАЙ ЧТО ДОЛЖЕН" ***
Виса Виталиса тут в одной рецензии назвали псевдорэппером. "Термин "псевдорэппер" пусть останется на совести автора, - ответил в своем блоге музыкант и тут же оговорился: - Хотя и в самом деле — "кадиллака" нет, пальцев нет, голды нет, мата через слово нет - какой это рэппер". Собственно, в этой рэпперской нетипичности и заключается основная сила Виса Виталиса — он не примыкает к группировкам, не сотрудничает с мейджорами ("этот альбом отказались издать все известные крупные аудиолейблы, за что им отдельное спасибо"), не рядится в широкие штаны, подчеркивает не понты, а независимость мышления. Наблюдать за этим интереснее, чем за инкубаторскими широкоштанными страдальцами, которые вскоре погубят русский рэп так же, как в толпе желающих попасть в эфир "Нашего радио" задохся русский рок. У Виса Виталиса есть свои убеждения, свои теории, свои вкусы, политические взгляды — зачастую спорные, но не оставляющие слушателя равнодушным. Рэппер-качок, взрослый рэппер, пишущий книги для юношества, рэппер, почитающий за учителя Илью Кормильцева, рэппер, вдохновляющийся Юрием Наумовым, Егором Летовым и Юрием Энтиным — да какой это рэппер, это ж альтернативщик! Пусть так. Для прослушивания альбомов Виса действительно нужны некоторая культурная подготовка и толерантное отношение к парадоксальности мышления.
В альбом "Делай что должен" вошли треки, подготовленные Висом Виталисом с 2004-го по 2006 год. В лидеры продаж пластинка не вырвется, да и "в узких кругах" сенсацией не станет — талант нашего "альт-рэппера" немного тяжеловесен, и он постоянно возвращается к своим излюбленным темам: счастливое детство, жестокое настоящее, мрачное будущее, мужские занятия, ницшеанство... Вис всегда предпочитает убедительность остроумию, не играет с чужими цитатами, а основательно авторизует их, берет сэмплы не для развлечения, а по делу. Его тотемное животное на этом диске — песня Евгения Крылатова и Юрия Энтина "Прекрасное далеко", вдохновившая Виталиса аж на три одноименных трека. Музыкант вскрывает второе дно, и выясняется, что Энтин с Крылатовым написали довольно страшное произведение — высокий невинный детский голос, умоляющий прекрасное далеко не быть жестоким, выглядит жутковато: а почему, собственно, оно должно быть жестоким, коли оно прекрасно? Или прекрасное будущее не откажется вцепиться когтями в наивное настоящее? "Прекрасное далеко-1" - это монолог Виса Виталиса, вспоминающего свое детство и обращающегося к нынешнему поколению: "Знаете, мне иногда становится просто страшно, когда я представлю, о чем вы мечтаете. <…> Ну отвечайте же только честно мне, каким оно будет, ВАШЕ прекрасное далеко?" "Прекрасное далеко-2" состоит из фраз детсадовцев, рассказывающих, кем они хотят стать. Звучит это невероятно печально — будто Вис Виталис почему-то знает, "что скоро прилетит комета и тогда мы все умрем", и планам этим никогда не суждено будет сбыться. Логически завершает эту апокалиптическую картину "Прекрасное далеко-3": здесь фрагменты фильма "Гостья из будущего", где Алиса Селезнева рассказывает одноклассникам из ХХ века, кем они станут в веке ХХI, совмещены с беспросветными сообщениями информационных агентств о расстреле Белого дома и неполадках на АПЛ "Курск". И опять сомнения в прекрасном будущем берут слушателя за горло. В альбом также включены посвящения Илье Кормильцеву, Егору Летову и Юрию Наумову. В "Острове Питера Пэна" Вис Виталис трогательно повествует о своих детских комплексах, а в "Только для мужчин" рассказывает, какие настоящие мужчины вырастают из боязливых мальчиков: "Мужчины песни поют, мужчины гибнут в бою, мужчины стоят на краю". В случае с этим исполнителем даже не возникает вопрос, можно ли считать его рэп делом настоящего мужчины. "Делай что должен, и будь что будет" - для него это не красивая фраза, а осмысленная и подтвержденная работой позиция.
Алексей Мажаев, InterMedia