В БЗК ПРОЗВУЧАЛИ ТРИ ГВАРНЕРИ И ОДИН ЦУКЕРМАН

Концерт "Посвящение Гварнери дель Джезу" состоялся 29 ноября в Большом зале консерватории при участии скрипачей Пинхаса Цукермана и Джессики Линненбах, виолончелистки Аманды Форсайт и Лондонского Королевского филармонического оркестра. Полноправными "участниками" вечера также стали три скрипки Гварнери — "погодки" "Изаи" (1740 года), названная по имени ее знаменитого владельца Эжена Изаи, "Экс-Вьетан" (1741 года), именуемая в честь Анри Вьетана, и "Душкин" (1742 года), на которой когда-то играл Самуил Душкин. Скрипка "Экс-Вьетан" была приобретена председателем совета Фонда инвестиционных программ Максимом Викторовым чуть менее года назад. Скрипка "Душкин" принадлежит Пинхасу Цукерману, а инструмент "Изаи" предоставлен японским музыкальным фондом Nippon Music Foundation, президент которого Казуки Шиоми присутствовала на концерте. По случаю была усилена охрана БЗК — билеты проверялись на четырех кордонах, начиная со входа в сквер перед консерваторией. Пригласительные билеты распространялись бесплатно, и зал был переполнен; многие поклонники скрипичного искусства слушали концерт стоя.
Перед тем, как зазвучала музыка, к присутствующим обратился Максим Викторов, рассказав о скрипичном мастере, на инструментах которого играли многие великие музыканты, "и первый из них Никколо Паганини". "Гварнери известен не так, как Страдивари, потому что изготовил в десять раз меньше скрипок. Но в каждой из них есть что-то особенное. Как истинный художник, в каждую он вкладывал какой-то смысл. На сегодняшнем концерте мы попытаемся разгадать этот секрет", - сказал г-н Викторов.
Богатые возможности инструментов и исполнительское мастерство была призвана подчеркнуть программа — три Гварнери, три солиста, три концерта. Открыло вечер сочинение английского композитора - Серенада для струнного оркестра Эдуарда Элгара, - слушателям представилась возможность оценить ее в исполнении английского коллектива - камерного состава Королевского филармонического оркестра (дирижировал Пинхас Цукерман).
Показав себя самостоятельным и самодостаточным инструментом, оркестр на весь оставшийся вечер галантно уступил место маэстро Цукерману, который, помимо непосредственно соло, управлял оркестром, и двум роскошным солисткам.
Для демонстрации инструментов были выбраны сочинения жанра концерта, предполагающие наличие состязательного принципа.
В Си-бемоль мажорном Концерте для скрипки и виолончели с оркестром Антонио Вивальди солировали Пинхас Цукерман (на "Экс-Вьетане") и Аманда Форсайт на виолончели работы Паоло Тесторе. Однако ни состязания, ни консенсуса у солистов не вышло. Несмотря на видимый "дуэт согласия" звучали они почти "противоположно" - светлая скрипка в высокой позиции и приглушенная виолончель. Аманда Форсайт - эффектная блондинка в белом платье со шлейфом, - была словно тень маэстро Цукермана.
С Джессикой Линненбах Пинхас Цукерман выступил в ре-минорном Концерте для двух скрипок с оркестром И.С.Баха. Здесь прозвучали скрипки "Экс-Вьетан" и "Изаи". Как рассказал Максим Викторов, Эжен Изаи был учеником Анри Вьетана и "мы сделаем то, что они вместе не могли осуществить, потому что, когда у Изаи появилась эта скрипка, Вьетана уже не было в живых". В общем-то, так и получилось. Соревнования вновь не состоялось. Пинхас Цукерман и тициановская красавица Джессика Линненбах звучали именно как учитель и хороший, но ученик. Отличить манеру двух солистов можно было, закрыв глаза.
Все-таки идеальный вариант концертного жанра был исполнен во втором отделении — виртуозный и тонкий Скрипичный концерт Л. ван Бетховена, где Пинхас Цукерман играл на своем родном "Душкине" ("Этот человек знал, как достучаться до сердец", - говорил Самуил Душкин о Гварнери), а Королевский филармонический оркестр выступил достойным ему собеседником.

Последние новости