АЛЕКСЕЙ БАЛАБАНОВ: "УКОЛЫ В "МОРФИИ" МЫ КОЛОЛИ ПО ПРАВДЕ"

(О СТОЛЕТИИ РОССИЙСКОГО КИНЕМАТОГРАФА)
"Да ну, перестаньте… Мне эти празднества до лампочки. Не люблю тусоваться. Скучно. В Петербурге на днях тоже что-то юбилейное проходило, но я и туда не пошел. Жену отправил. Хотя на премьеру в Москву все же съездил. И на пресс-показе был. Сельянов сказал: так надо. Обязательная программа перед прокатом фильма. Вообще-то мне интереснее смотреть кино с обычными зрителями, не с критиками. И читаю их редко. Если только на глаза попадется. Не пойду же сам по киоскам прессу скупать! Примерно знаю, кто и что напишет. Чаще всего получается поверхностно и неточно".
(НЕ ПСИХ ЛИ ОН)
"А-а-а, вы о том, не псих ли я… Думаю, за жизнь мы успеваем побывать в разных качествах. У меня ведь тоже есть добрые картины и такие… про бандитов".
(ЗАЧЕМ СНЯТ ТАКОЙ НАТУРАЛИСТИЧНЫЙ ФИЛЬМ)
"Вы на настоящей операции когда-нибудь присутствовали? Там еще страшнее. А мы ведь снимаем про жизнь, чего прятаться-то? Нога попала в мялку, кости раздробило, заново их было не собрать. Единственный выход - отрезать. Вот доктор Поляков и режет... У нас в съемках участвовал настоящий хирург, он роды принимал, ампутацию делал, трахеотомию. В кадре - руки профессионального врача, от Лени Бичевина, сыгравшего главного героя, только лицо на крупном плане. Мы и уколы в картине кололи по правде".
(ОБ УКОЛАХ ЧЕРЕЗ ОДЕЖДУ)
"Для таких случаев нам изготовили специальную утопающую иглу, она автоматически убиралась. А когда видна кожа, ставили настоящий укол…"
(О КРИТИКЕ БЫКОВА, ОБВИНИВШЕГО ЕГО ФИЛЬМЫ В НЕДОСТОВЕРНОСТИ)
"Может, мы в разных странах живем? Разве этот критик не в Советском Союзе родился, неужели все запамятовал? Конечно, в Москве жизнь всегда другая была, побогаче, посытнее, а я много ездил по стране, исколесил ее за пять с гаком лет, пока работал ассистентом режиссера на Свердловской киностудии. Фильм "Путь к восходу" о русских первопроходцах снимался очень долго, я побывал на Севере, в Сибири, на Дальнем Востоке. Люди жили в чудовищных условиях, по сути на подножном корму. Поймал ­рыбу - съел, вытащил сеть пустой - сидишь голодным. Из привозных товаров - хлеб да водка. Пьянство было поголовным. Даже пятилетние дети бухали. Шампанское. А что? Сладенькое. Из горла пили. Вместо ситро… А Якутск какой загаженный город? Кто не видел, вряд ли представит. Там же вечная мерзлота, дома на сваях, и все забито мусором и дерьмом. Ужасно! Нас возили на Ленские столбы, показывали красивую природу, стараясь не ударить в грязь лицом перед киношниками, а я искал по сторонам настоящую жизнь. И про "груз 200" ничего не придумывал: пока служил в транспортной авиации, налюбовался на гробы, которые выносили из Илов, наслушался соседа по комнате, регулярно летавшего в Афган. Валера Найдо возвращался оттуда и мрачно глушил водку стаканами. Может, он до сих пор в армии служит, я его с 1983 года не встречал. Но рассказы помню".
(ИЗМЕНИЛОСЬ ЛИ ЧТО-НИБУДЬ В СТРАНЕ ЗА ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА)
"На Чукотке давно не был, говорят, Абрамович навел там порядок. А, к примеру, в Угличе, Калязине и Кашине, где мы снимали "Морфий", люди и сегодня не сильно шикуют. Правда, магазины появились, выбор спиртного стал больше".
(ПЬЕТ ЛИ ОН)
"А я вот сейчас почти не пью, раз в неделю, не чаще. Много читаю, к новому проекту готовлюсь".
(О ЧЕМ ЕГО НОВЫЙ ПРОЕКТ)
"Не люблю раскрывать планы: не получится, окажусь трепачом. Я вот рассказывал, что хочу сделать фильм под названием "Кино", но сценарий вышел громоздким, неинтересным, и я бросил его. Вдруг сейчас история повторится? Скажу лишь, что никогда не снимал фантастику, любопытно попробовать".
(О ФИЛЬМЕ "ДЕВЯТАЯ РОТА")
""Роту" толком не помню, смотрел раз по телевизору. Очень правильное кино, артисты играют хорошо, только все там какое-то ненатуральное. И это не мое личное мнение, так десантники говорили, с которыми познакомился на фильме… господи, как же он назывался? Видите, свои картины забываю, а вы хотите, чтобы чужие помнил. А, вот! "Мне не больно". Там играли настоящие парни из ВДВ. С некоторыми дружу до сих пор, в баню периодически хожу. А Саша Мосин у меня в кино снимается. Эти ребята про фильм Бондарчука такое говорят, что повторить не могу. Некрасиво. За глаза-то…"
(О НИКИТЕ МИХАЛКОВЕ)
"Никита Сергеевич - хороший режиссер, он мне нравится. Одно время моим любимым фильмом была "Неоконченная пьеса для механического пианино". До сих пор периодически пересматриваю эту картину".
(О ФИЛЬМЕ "12")
"Михалков умеет работать с актерами, они у него гениально играют. В "12" особенно в ударе Гармаш. А в целом кино получилось длинноватое и скучноватое. Хотя михалковские фильмы обладают свойством меняться с течением времени. Не исключаю, через несколько лет и на "12" взгляну иначе. Это ценное качество. Вот "Простые вещи" Попогребского второй раз не стану смотреть, нет там ничего, а у Никиты Сергеевича запрятана энергия".
(ПРАВДА ЛИ, ЧТО МИХАЛКОВ ОТКАЗАЛСЯ ИГРАТЬ В "МОРФИИ")
"Речь шла о другом проекте, который ни во что не вылился. Знаете, сколько у меня идей всяких в голове? Большинство умирает, не родившись. В "Морфии" не стал играть Маковецкий. Вернее, Сергей согласился, но его агент такую сумму Сельянову впарил, что тот, едва услышав, сразу сказал: "Столько не заплачу. Ни за что!" Агенты ведь живут на проценты, вот и стараются повыше задрать гонорар".
(О ГОНОРАРАХ АКТЕРАМ)
"Я же соучредитель кинокомпании! Мои деньги в общем котле, вынимать их оттуда неловко. Договоры, не глядя, подписываю, суммы не оговариваю. Сельянов сам поддерживает, когда может. Мне много не надо, я ем раз в день. Иногда Надя даже больше моего получает. Жена не только художником по костюмам у меня на картинах была, но и выполняла частные заказы, что оплачивалось куда лучше, чем кино. Золотое время! Жаль, кончилось. Это раньше богачи устраивали всякие праздники, маскарады да балы с переодеваниями, широко гуляли, не скупясь. А теперь - все, кризис. Сидят на чемоданах с наличными и трясутся. Мне проще: терять особенно нечего. За квартиру вот уже месяца три не плачу. Дорого как-то, не получается. Нас здесь шесть человек живет, плюс сейчас мои родители из Анапы приехали, оба старенькие, больные, папе нужна операция. На нее деньги требуются. Словом, тоска… А тут еще Сельянов сказал, будто бы Минкультуры на год прекращает финансировать кино. Хороша новость!"
(КАК СОБИРАЕТСЯ ПЕРЕЖИТЬ КРИЗИС)
"Выкрутимся. Не впервой. "Брата" вообще снимали на голом энтузиазме. У меня дома, у друзей, на лестнице… А с "Морфием", думаете, иначе было? Вот этот стол, за которым сейчас сидим, стоял в кабинете у доктора Полякова. И стулья. И часы напольные. Половину мебели вытащили из квартиры на съемочную площадку…"
(КАК СЕЙЧАС ЖИВЕТ)
"Я ведь не под забором живу. Тут даже два действующих камина есть. А раньше была коммуналка, ее Сельянов расселил. Как-то отдал мне машину. Спонсорскую, оставшуюся после съемок "Особенностей национальной рыбалки". На ней Генерал ездил. Вообще-то автомобилей было два, один продали, а второй никто не взял. Вот он и стал моим. Тоже в качестве платы за фильм. Уже не вспомню, за какой именно. До того я за рулем почти не ездил, хотя права имел. Хотелось попробовать. Это не очень сложно. Правда, та Kia давно проржавела, а новой машиной я не обзавелся. Ни к чему. Когда снимаю кино, дают транспорт, возят на съемки, а в остальное время сижу дома, почти никуда не хожу. Старею, наверное. И то сказать: если доживу, через три месяца полтинник стукнет. Лень лишний раз на улицу выползать. Новые фильмы всегда могу посмотреть на диске, у меня есть хороший большой телевизор. Еще пишу, читаю".
(О РЕЖИССЕРАХ, КОТОРЫЕ НЕ ПОДАЮТ ЕМУ РУКИ)
"Германы. Отец и сын. Старший записал меня в антисемиты из-за фразы, сказанной Данилой Багровым в "Брате": "Я евреев как-то не очень…" А что в этом криминального? Многие простые люди так думают. И в "Морфии" главный герой кричит: "Твари жидовские!" Наверное, Алексей Юрьевич опять возбудится, но я не хотел дразнить его или кого-то другого. В конце концов, фильм снят по сценарию Сережи Бодрова, он опубликован в книжке "Связной". Кому интересно, может купить и убедиться: реплика оттуда. Политкорректность допустима в жанровых фильмах. В комедии или, скажем, в мелодраме. Авторскому кино она вредит. Это ли не знать Германам? Оба ведь талантливые люди. "Бумажного солдата" я пока, правда, не видел, но у Алексея-младшего и предыдущий фильм про футбол хороший. А старшего Германа я всегда уважал. Он же, по сути, дал мне дорогу в жизнь, "Счастливые дни" я снимал на его студии. Хотя Алексей Юрьевич особого отношения к этому не имел. Сценарий прочел - и ладно. Деньги Госкино выделило, картину сразу в Канны взяли, Герману было приятно. Мы нормально общались до "Брата". Но мое-то отношение не изменилось, я по-прежнему благодарен Алексею Юрьевичу, готов сказать ему спасибо в любой момент. А что он руки не подает, так это по барабану. Абсолютно! У меня врагов нет. Такой я человек, демократ по натуре".
(О МОРАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ СВОИХ ФИЛЬМОВ)
"Нет, не пытаюсь учить, наставлять на путь истинный. Рассказываю, что вижу и знаю, но ничего не навязываю. И "Морфий" - фильм не о наркотиках или о борьбе с ними. Пусть каждый сам выводы делает. Булгаков писал автобиографическую книгу, он вовремя спрыгнул с иглы, его спасли, но это редкий случай. В фильме конец более закономерный: талантливый человек катится по наклонной, пока не падает на самое дно, ниже некуда. Такое происходит сплошь и рядом. И не только из-за наркотиков. Искушений ведь вокруг полно".
("Итоги", 01.12.08)

Последние новости