ПРЕМИЯ ИМ. ШОСТАКОВИЧА — БИЛЕТ НА НОЕВ КОВЧЕГ
Премия им. Шостаковича, эквивалентная $25 тысячам, вручается с 1995 года. Среди ее лауреатов - Гидон Кремер, Томас Квастхофф, Валерий Гергиев, Виктор Третьяков, Анне-Софи Муттер, Ольга Бородина, Ирина Антонова, Наталья Гутман, Евгений Кисин, Максим Венгеров, Алексей Ратманский. В жюри премии один человек — Юрий Башмет. "В течение года я оказываюсь на самых ярких мероприятиях, к примеру, фестивале в Вербье, где играют самые звездные солисты — Анне-Софи Муттер, Миша Майский, Максим Венгеров - топ-исполнители по каждому инструменту. И в области фортепиано Фима занимает эту позицию уже много лет, - пояснил Башмет критерии выбора лауреатов на состоявшейся перед концертом пресс-конференции. - Женя Кисин премию у нас уже получал. Марта Аргерих еще нет, но из-за своих графиков она пока не может приехать к нам с концертом, а это является обязательным условием. Фима уже с начала года знает о премии, но до сегодняшнего дня приехать не мог". Другой момент, который учитывает маэстро при выборе лауреата, — рейтинги продаж аудиозаписей: "Рынок продаж очень показателен. О концертах можно договориться, о продаже пластинок не договоришься". Но, пожалуй, главным для Башмета является соответствие духу музыки Шостаковича, "очень глубокой и умной": "Поэтому премия им. Шостаковича дается умным музыкантам, достойным его имени".
Для Ефима Бронфмана получение премии Шостаковича является "огромной честью". Детство он провел в Москве, в 1973 году, когда начинающему пианисту было 15 лет, семья иммигрировала в Израиль. "Не знаю, заслужил ли я эту награду, - размышляет обладатель премий Эвери Фишера и "Грэмми". — Мне особенно приятно, потому что здесь мои корни, мой папа учился в этом здании, я рос в Москве, и что это именно премия имени Шостаковича и вручает ее именно Башмет". В 12 лет Ефим Бронфман попал на концерт Квартета им. А.П.Бородина в Малом зале консерватории, игравшего музыку Шостаковича, и его это потрясло. Музыкант признался, что очень волнуется перед выступлением: "Если я сыграю неудачно, то люди не поймут, за что я получил премию".
Неудачной игру Ефима Бронфмана назвать никак нельзя — музыкант еще раз подтвердил свою скромность. Оба концерта солиста и "Солистов" прозвучали выстроенно, четко, с хорошим ансамблем и чувством стиля. Перед исполнением симфонии имел место еще один мистический эпизод. "Господа, наша девушка пропала", - обратился Юрий Башмет к публике и рассказал о премьерном сочинении сам. Впрочем, волноваться за судьбу девушки-ведущей не пришлось — к выходу на сцену солиста и "Солистов" она вернулась.
Отвечая на вопрос о том, как музыкант планирует распорядиться деньгами, Ефим Бронфман слегка растерялся, но сострил, что, наверное, сходит в хороший ресторан. Юрий Башмет заметил: "Говорят, сейчас у нас кризис, но я считаю, что ценность премии Шостаковича - не в денежных знаках. Именно в такой напряженной ситуации проявляются человеческие качества. Сейчас это Ноев ковчег, проверка человечества на вшивость, — и в этом смысле такая культурная акция очень важна. У нас проданы все билеты. Люди тянутся к духовному. Несмотря ни на что, мы вручаем премию, и поэтому у нас все будет хорошо. Человеческая ценность остается, поэтому как-нибудь проживем".