"СТИЛЯГИ": ЭЙ, ГДЕ ТВОИ ТУФЛИ НА МАННОЙ КАШЕ? ***

Пресс-показ фильма "Стиляги" (Россия, 2008, режиссер — Валерий Тодоровский, в ролях — Антон Шагин, Оксана Акиньшина, Олег Янковский, Сергей Гармаш, Евгения Хиривская, Леонид Ярмольник, Ирина Розанова, Алексей Горбунов, Максим Матвеев) состоялся 18 декабря в кинотеатре "Октябрь".
"Стиляги" позиционируются своими создателями как "фильм-праздник", однако, несмотря на бурлескные музыкальные номера, история в картине рассказывается не совсем праздничная.
Фильм начинается с того, как комсомольские активисты устраивают облаву на дискотеку идеологически чуждых стиляг и, вооружившись ножницами, срезают "стильные" набриолиненные коки, распарывают штаны-дудочки и модные чулки. В разгаре битвы и погони активист Мэлс (Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин) в исполнении Антона Шагина неожиданно для себя влюбляется в "чувиху" Полину, она же Полли, а для своих — Польза (Оксана Акиньшина). Заработав на ночной работе грузчиком деньжат, Мэлс покупает соответствующий прикид, ставит кок, выбрасывает лишнюю букву "с" (Сталин) из своего имени (на дворе 50-е, "холодное лето 53-го" позади, но до хрущевской оттепели еще далеко) и идет на Брод покорять Пользу.
Сквозь, пожалуй, чересчур попугайскую расцветку нарядов стиляг и их подчеркнуто, как бы это назвали сейчас, гламурный образ жизни пробивается типично советская неустроенность, жлобство, хамство и серость. Польза скандалит с матерью-партийным работником (Ирина Розанова), Мэлс терпит насмешки прохожих, а отец стиляги Боба (Леонид Ярмольник) всегда наготове держит чемоданчик со сменой белья - на случай внезапного ареста. Да и ряды стиляг, отжигающих атомным, канадским и тройным гамбургским стилем, постоянно редеют: кого-то забирают по подозрению в антисоветских настроениях (помните, "сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст"?), кого-то высылают за пределы Москвы, кто-то приспосабливается к "совку", а кого-то, как, например, Мэлса, выгоняют из комсомола. Кстати, эта сцена — с хоровым исполнением песни "Скованные одной цепью", усилиями Константина Меладзе превращенной в тоталитарный рэп, — одна из самых сильных в фильме и ощутимо перекликается с известным эпизодом ("Another Brick in the Wall") из "Стены" Алана Паркера.
Вообще, пожалуй, первый российский мюзикл напоминает сразу несколько зарубежных картин. По сюжету — противостояние нонконформистов системе — это почти калька с фильма "Свингеры" 1993 года, а музыкальное сопровождение — рок- и поп-хиты 80-х и 90-х таких групп, как "Ноль", "Кино", "Колибри", "Браво" и т.д. — выбрано по тому же принципу, что и в "Мулен Руж" База Лурманна. В "Стилягах" есть отсылки к "Плаксе" и "Лаку для волос" Джона Уотерса, к "Бриолину" и "Лихорадке субботнего вечера", однако именно его стремление выйти за рамки условностей жанра и вызвать у зрителей более сложную гамму эмоций выделяет картину Валерия Тодоровского из их числа.
Впрочем, самые большие споры и разногласия вызывает финал фильма, в котором Мэлс шагает по современной Тверской в организованной толпе неформалов во всем их многообразии, распевая хором песню группы "ЧайФ" со следующим текстом: "До свидания, милый друг, ты уходишь как-то вдруг, шаляй-валяй".
С кем прощается герой? Со зрителем? С пресловутым "совком"? С эпохой? Со своей безбашенной молодостью? Почему создатели фильма в течение двух часов пестовали право человека быть личностью, индивидуальностью, а в финале весь нон-конформизм превратился в шествие а-ля "Идущие вместе"?
Слишком много вопросов для "фильма-праздника".
Денис Шлянцев, InterMedia

Последние новости