КАРЕН ШАХНАЗАРОВ: "ПРАРОДИТЕЛЕМ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СЕРИАЛОВ СТАЛА "МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ"
"Эта картина Пырьева уникальна тем, что снята в 1944 году, то есть за год до окончания войны. Получилась интересная творческая и гражданская находка. Для народа это был просто шок, после этого фильма люди уже безоговорочно поверили в победу. Съемки проходили зимой на морозе. Я представляю, как это было тяжело тогда. Сейчас появились трейлеры, где можно отдохнуть, согреться. А тогда ведь ничего этого не было. Сами съемки были сродни войне".
(О ФИЛЬМЕ "БРОНЕНОСЕЦ "ПОТЕМКИН")
"Это классика. Эйзенштейну тогда было всего 25 лет. Чем дальше уходит время, тем больше понимаешь феноменальное значение этой картины. Она действительно необыкновенна, и это я говорю не для красного словца. Знаю, что в конце жизни Эйзенштейн вызывал некоторое раздражение у студентов ВГИКа. Считалось, что он был слишком официозен, стоял на пьедестале. Но сейчас все поняли, каким он был гением. К "Потемкину" масса претензий: вроде и восстания такого не было, и червивого мяса на флоте в царское время никогда не ели. Но Эйзенштейн делал фильм совсем не про это. Он создал образ революции. Недавно "Броненосец "Потемкин" показали на центральной площади Лондона в сопровождении Лондонского симфонического оркестра. Посмотреть фильм собралась гигантская аудитория. Это поразительно!"
(О ФИЛЬМЕ "МЫ ИЗ ДЖАЗА")
"Здесь я с усами. У меня тогда было ощущение, что для режиссера я выгляжу недостаточно солидно. Поэтому и появились усы. Последняя моя картина с усами была "Город Зеро". Только после нее я понял, что вырос. Мой первый фильм, сделанный за три года до этого, не получился, так что меня ничего не сдерживало. Было ощущение абсолютной свободы. После никогда такого не было, потому что приходилось поддерживать планку. А тогда было просто счастье, что дали снимать. Стоял сентябрь, ровная хорошая погода, 25 градусов тепла. Мы все молодые: я, оператор, актеры… Снимали, потом гуляли до утра. Утром опять снимали".
(О ФИЛЬМЕ "МИМИНО")
"К сожалению, тема этого знаменитого фильма актуальна. О дружбе народов сейчас приходится лишь вспоминать, особенно в контексте взаимоотношений с Грузией. Хочется, чтобы эта атмосфера вернулась. Думаю, когда-нибудь мы обязательно поймем, что в "Мимино" и есть истинная правда. Художественный талант Данелии как всегда опережает время".
(О МИХАИЛЕ РОММЕ)
"Ромм — один из выдающихся мастеров, который соединял в себе удивительные способности художника и педагога. Это очень редкое качество. На его курсе учились такие разные творческие люди, как Шукшин и Тарковский. Очень люблю роммовские "Девять дней одного года". Ну а "Обыкновенный фашизм" сейчас крайне актуален. Хотелось бы, чтобы его чаще показывали по телевидению. "Мосфильм" готов предоставить любому каналу эту картину бесплатно".
(О ФИЛЬМЕ "ПРИКЛЮЧЕНИЯ ИТАЛЬЯНЦЕВ В РОССИИ")
"Эльдар Рязанов — выдающийся комедиограф, но комедиограф характерный. А "Итальянцы" — фильм эксцентрический. Но Эльдар Александрович блестяще доказал, что и в этом жанре работает великолепно. "Итальянцы в России" — одна из лучших эксцентрических комедий советского кино".
(О ФИЛЬМЕ "ЛЕТЯТ ЖУРАВЛИ")
"Эта картина — пример феноменального случая, когда оператор имеет принципиальное значение. Фильм можно было снять по-другому, и все было бы очень хорошо. Но камера Урусевского сделала чудо. Конечно, большая заслуга принадлежит режиссеру Калатозову, но Урусевский в картине стал основоположником фактически всего современного операторского киноискусства. Есть много великих операторов, но гениальный Урусевский — один. Он изобрел две вещи — отраженный свет и свое необыкновенное движение камеры".
(О ФИЛЬМЕ "МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ")
"Это один из самых реалистичных фильмов советского кино. Почему его любят и академики, и домохозяйки? Потому что люди именно так и жили. А еще "Москва слезам не верит" стала прародителем отечественных сериалов, хотя, конечно же, это, как говорят в Одессе, две большие разницы".
(О ВЛИЯНИИ КРИЗИСА НА КИНОСТУДИЮ "МОСФИЛЬМ")
"Сейчас в стране кризис, и "Мосфильму", конечно, непросто. Спад в производстве очевиден, в январе все павильоны у нас были пусты. Думаю, нам предстоят не самые легкие времена. Частные инвестиции в кино почти закончились, надеемся на помощь государства. Хотя все же ситуация у нас более благоприятная, чем у конкурентов: "Мосфильм" всегда занимался разнопрофильной деятельностью. Работают лаборатории, мы печатаем тиражные копии, занимаемся дубляжом, перезаписью. Пока еще мы остаемся прибыльными, никого не сократили, не уволили и никому не уменьшили зарплату. Конечно, если ситуация будет так развиваться, то количество фильмов, которые зрители увидят в конце года, резко сократится. С другой стороны, возможно, кризис многим проветрит головы, ведь в последнее время наше кино было чрезмерно нерентабельное, раздулось неадекватно своему значению. Так что кому-то придется сдуться, и это будет даже полезно".
("Московский комсомолец", 24.01.09)