ЮРИЙ ШЕВЧУК - "L’ECHOPPE" ****

Navigator Records. Релиз диска состоялся в январе.
Лидер группы "ДДТ" Юрий Шевчук отправился в Париж и записал там сольный альбом, французское название которого на русский язык переводится как "Ларек". В пластинку вошли как известные, так и новые песни, в том числе и важнейшая для нынешнего этапа творчества Шевчука "Когда закончится нефть". Аранжировщиком диска стал парижанин Константин Казански — предыдущего русского, с которым он сотрудничал, звали Владимир Высоцкий. Голос Шевчука сопровождает интернациональная команда музыкантов — французы, финны, болгары, всего человек 60. Среди задействованных инструментов — такие несвойственные "ДДТ", как валторна, контрабас, альт, флейта, тромбон и т.д. Однако есть и песня, записанная просто под акустические гитары.
А теперь можно забыть все, что написано в первом абзаце, ибо все эти предметы пресс-релизной гордости звукозаписывающей компании мало что сообщают о духе альбома. Не Париж красит человека, а человек Париж. Если может, конечно. Вот "Машина времени", дорвавшись до легендарной Abbey Road, выпустила громкий пшик под названием "Time Machine". Все знают, что "Машина" записалась на битловской студии, но мало кто способен вспомнить хотя бы пару-тройку песен с того альбома. Шевчук же не стремился специально проникаться атмосферой французского шансона перед встречей с месье Казански: он подобрал песни, смутно подходящие под парижское настроение — а дальше аранжировщик, десятки инструменталистов и сама атмосфера стали подстраиваться под Шевчука. Даже в тех номерах, где музыкальное оформление вроде бы нетипично для его музыки, валторны и тромбоны все равно оказываются в роли ведомых: они идут за голосом, склоняясь перед его хриплой сдержанностью — в итоге при всех формальных технологических новшествах готовое изделие получается обычной песней Юрия Юлиановича. Голос и мысль первичны, и конфигурация сопровождающей команды определяющего значения для этого артиста не имеет.
Шевчуку не обязательно было ехать во Францию, чтобы рядом с его музыкой появилось определение "шансон": оно возникло много раньше, и подчеркивание этого специальными аранжировками кажется некоторым лукавством, как и франкофонные концовки двух песен. Всегда у Юлианыча хватало и шансона, и кабака, и сравнений с Высоцким, и блатняка, и бардовской песни с ее приматом текста над мелодией. Шевчук, конечно, даровитый композитор, но в этом альбоме ему важнее было предстать в первую очередь поэтом, пророком, ночным собеседником. Прослушивание — как всегда у позднего Шевчука, не развлечение, а работа, но усталость после этой работы правильная и здоровая. Среди известных песен, вошедших в диск — "Ларек", "Осень. Мертвые дожди", "Пацаны", "Господь нас уважает", "Я зажег в церквах все свечи"… Среди новых выделяются лирическая "Париж" и пророческая "Когда закончится нефть". Под разгильдяйский фокстрот, по духу напоминающий, как ни странно, Майка Науменко, Шевчук фактически рисует ужасы экономического кризиса и его замечательные последствия: "Когда закончится всЈ, настанет век золотой, мы снова станем летать без огня за своей спиной. Наши крылья окрепнут, а помыслы станут чисты, когда закончатся деньги и все банки будут пусты". Когда это писалось, кризисом еще и не пахло, поэтому, вероятно, и звучит так светло и оптимистично. Песня считается диссидентской из-за строчки "когда закончится нефть, наш президент умрет". Но на самом диске записана мягкая версия продолжения - "и мир станет немного печальней", тогда как в ранней версии, сохранившейся в буклете, Шевчук бескомпромиссно уверял, что после смерти президента "мир станет немного свободней".
Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости