МАКСИМ ВЕНГЕРОВ СВОБОДЕН И МЕЧТАЕТ О СЕМЬЕ
Максим Венгеров сообщил журналистам, что каждый приезд в Москву является для него "огромным событием", а Спиваков — его "кумиром с детства". Музыкант поделился детскими впечатлениями от новосибирских концертов "Виртуозов", во время которых он "наслаждался уникальным элитным звуком". "Виртуозы Москвы", - по словам Венгерова, "являются эталоном не только у нас в России, но и за рубежом". "Это один из лучших камерных оркестров мира, и мне нужно было дожить до 35 лет, чтобы соприкоснуться с этой красотой", - сообщил он.
В Москву бывший чудо-ребенок приехал, как обычно, со своей мамой — как постоянно подчеркивается, это именно благодаря ней он достиг столь значительных успехов. Семья уже успела побывать на телепрограмме у Святослава Бэлзы, а Бэлза, в свою очередь, сообщил журналистам, что теперь знает о Максиме то, чего не знает никто. В частности, Лариса Венгерова сообщила телеведущему о том, что в детстве будущая звезда был очень ленив, увиливал от часовых упражнений над гаммами и любил кататься вокруг дома на велосипеде. К 30-летию сына Лариса Венгерова написала книгу "Педагогический этюд: как воспитать гения".
Отвечая на вопрос — как же он решился сменить смычок Яши Хейфеца на дирижерскую палочку, - Максим Венгеров сказал, что для него как смычок, так и дирижерская палочка являются продолжением руки, после чего привел слова Вага Папяна (ученика Ильи Мусина), у которого 2,5 года осваивал азы мастерства: "Палочка не должна быть протезом, она должна быть продолжением руки". Затем музыкант припомнил факторы из детства, которые могли привести его к профессии дирижера. В три года он ходил на репетиции к маме, которая работала дирижером-хоровиком с детским хором в составе 500 детей. Если Максим не попадал на мамины репетиции, то, значит, он был на папиных — в Симфоническом оркестре Новосибирской филармонии под управлением Арнольда Каца. Однажды ребенок подошел к Кацу со словами: "Я хочу стать таким, как ты". На что Кац ему ответил: "Если ты хочешь стать таким, как я, ты должен начать играть на каком-то инструменте. Возьми гобой, и я выгоню твоего отца — он мне надоел". Быть гобоистом Максиму не захотелось, потому что в оркестре гобоисты сидят далеко и не видны публике.
Тем не менее Венгеров пообещал, что на скрипку еще вернется: это "необратимо". "Я играл на разных инструментах — барочной скрипке, электроскрипке, альте, преподавал, — и каждый новый опыт накладывал отпечаток на мои скрипичные интерпретации, - рассказывает музыкант. — Когда я взял скрипку после альта, у меня изменился звук, и мои записи, сделанные после 25 лет, мне нравятся гораздо больше. Сейчас мне интересно изучить богатейший репертуар симфонической музыки — Шостаковича, Брамса, Чайковского — и, может быть, после этого я вернусь на скрипку, и она зазвучит по-другому".
Григорий Ковалевский, отвечая на вопрос, сколько, по его мнению, было у "Виртуозов Москвы" творческих "пиковых" подъемов, назвал число "два". "Первым в самом начале был пик первого состава, - считает директор оркестра. — Когда каждый музыкант был солистом. Конечно, меняется все — музыканты, страны, жены, - и так получилось, что от первого состава осталось два человека — Спиваков и я. Сейчас подходит второй пик — нового состава музыкантов". По словам г-на Ковалевского, в рамках юбилейных гастролей коллектив проехал по Дальнему Востоку, Сибири, Уралу, Греции, Италии, Израилю, и в залах не было свободных мест, более того, слушатели размещались за оркестром - на сцену приходилось ставить до 200 стульев. Главным залогом успеха своего коллектива Григорий Ковалевский считает человеческие отношения. Вспоминая концерт, с которого ведется летоисчисление "Виртуозов" (11 июня 1979 года в Нижнем Новгороде), он прокомментировал: "Конечно, то, что в оркестре играли такие мэтры, как Валентин Берлинский, предопределило успех, но главное, что все мы были друзьями. Недавно Владимир Спиваков сказал мне, что если бы сейчас ему довелось собирать оркестр, он бы ориентировался не на профессиональные, а на человеческие качества".
О важности для него человеческих отношений сказал и Максим Венгеров. По его словам, музыка, хоть и является неотъемлемой частью его жизни, составляя около 50% ее, но есть друзья, родители, бабушка. Общение и человеческие отношения вдохновляют его во время исполнительства.
Святослав Бэлза добавил, что на данный момент сердце Максима, который еще не так давно встречался с очаровательной британской трубачкой Алисон Болсом (см. МУЗЫКА от 04.04.08) и в чьем жизненном пути столь важную роль сыграла семья и мама, свободно и он входит в справочник самых завидных женихов России. Сам музыкант хотел бы видеть следующим этапом своей жизни создание семьи и рождение детей.
Мария Зуева, InterMedia