"АРТЕФАКТ": 90-МИНУТНЫЙ РЕКЛАМНЫЙ РОЛИК NISSAN PATHFINDER (0 баллов)
"Артефакт" - фильм совершенно уникальный. Прежде всего, он расширяет сознание и перетряхивает иерархию ценностей. Вот, предположим, раньше вам казалось, что нет на свете хуже "Самого лучшего фильма", а после просмотра "Артефакта" постфактум выясняется, что не такой уж он и не смешной. "Все познается в сравнении" - говорили древние мудрецы. Так и здесь: безусловно, диагноз российскому кино, поставленный в начале фильма "Изображая жертву", в последнее время вспоминается все чаще и чаще, но "Артефакт" устанавливает абсолютный рекорд падения отечественного кино в ту самую Марианскую впадину. С другой стороны, надо же, чтобы хотя бы кто-нибудь измерил ее глубину.
Самое занимательное во всей этой истории — апломб и амбиции создателей проекта. Во-первых, "Артефакт" не просто красивое многозначительное слово, это — держитесь! — система виртуальной реальности. Ну, что-то типа "Матрицы". С трехкопеечными эффектами, по уровню недалеко ушедшими от "Плана 9" Эда Вуда. Подключившись к "Артефакту", пользователь утрачивает ощущение разницы между реальностью и виртуальным миром и зачастую погибает. Александр Лазарев-младший играет одного из изобретателей этой системы, а Анастасия Заворотнюк — с дорогой зеркалкой и фингалом под глазом — фотожурналистку, работающую на женский глянец.
Во-вторых, как утверждает сама Заворотнюк, это "классический роуд-муви". Под музыкальное сопровождение "Радио 7" и Павла Кашина герои на Nissan Pathfinder едут на юг. Погибшая супруга Лазарева оставила где-то в Крыму ключ, который, в соединении с другим ключом, находящимся у главного героя, способен уничтожить проект "Артефакт". Бывший одноклассник Лазарева Эрик Шор (Валерий Николаев) заинтересован в том, чтобы выведать секрет у программиста и прибрать к рукам проект в целях, конечно же, мирового господства. То есть имеется какая-никакая, но интрига. Более того, кроме интриги, есть еще, прости Господи, любовная линия между персонажами Заворотнюк и Лазарева - на заднем сиденье Nissan Pathfinder, конечно же.
О том, что "Артефакт" по жанру все-таки фантастическая комедия, напоминают следующие эпизоды: писающая в лесу Заворотнюк разговаривает по сотовому и внезапно видит картину Шишкина "Утро в сосновом бору", ту самую, с медведями; известный в качестве ведущего "Русского лото" Михаил Борисов предстает в образе доброго гаишника (оксюморон, однако), свободно говорящего по-французски. В дополнение к этим причудам сценариста героям постоянно на глаза попадается скандалящая семейная пара — беременная Ксюша Собчак и Гарик Харламов в панамке. И это — на фоне остального кошмара — единственное светлое пятно.
"Артефакт", безусловно, войдет в историю благодаря своему революционному обращению с т.н. product placement. Даже у рекордсмена по этой части, сиквела "Иронии судьбы" Бекбамбетова, товары, лезущие в кадр, словно бы стеснялись своей навязчивости. В "Артефакте" камера беззастенчиво наезжает на биллборд "Билайна" и застывает там чуть ли не на полминуты. Пиво "Очаково", конфеты Коркунова, про Nissan Pathfinder, в общем-то, и так все понятно. Когда Motorola Заворотнюк начинает звонить, на экране телефона зачем-то появляется портрет кудлатого Павла Кашина — все это с трудом, но переносится. Но когда герой Лазарева с серьезнейшим видом произносит что-то вроде: "Gogo.ru — лучший поисковик в Сети. Он видит больше, чем другие", становится безумно жаль потраченного на этот феерический бред своего драгоценного времени.
Денис Шлянцев, InterMedia