ВАДИМ СТЕПАНЦОВ - "ВЕЛИКОЕ И СМЕШНОЕ" ***
Записанное на диске действо состоялось 20 декабря 2007 года, вышло только сейчас — и это вполне вписывается в атмосферу бардака и малобюджетности, сопутствующую данному "фильму-концерту". Шоу в Центральном Доме художника было посвящено 19-летию Ордена куртуазных маньеристов, но умеющий логически мыслить зритель узнает об этом не ранее, чем через час после начала просмотра. Дело в том, что всякий разумный человек первым делом выберет в меню DVD опцию "Просмотр концерта", а никак не поэтическую часть. На самом же деле поэзия шла в первом отделении, а музыка — во втором; логично смотреть именно в этом порядке, но по умолчанию он никак не складывается. Подобные "мелочи" вообще характерны для этого релиза. Хотя готовился он больше года, там так и не появилось титров, не указан состав исполнителей, пару песен сопровождают совершенно смехотворные видеоэффекты, да и вообще монтаж, скажем так, минимальный. Собственно, все это должно отпугнуть от диска случайных людей — а вот поклонники Вадима Степанцова и куртуазного маньеризма с интересом пополнят свою коллекцию записью не вполне обычного концерта.
Восстановив опытным путем последовательность отделений, в описании концерта я буду придерживаться исторической хронологии. Свое 19-летие Орден куртуазных маньеристов встретил потрепанным, но не сдавшимся. В поэзоконцерте не приняли участие ни Пеленягрэ, ни Добрынин, ни Григорьев (на тот момент еще не покойный) — за маньеризм отдувались основатель Степанцов и примкнувший позже всех Александр Вулых. "Классику" не читали, сосредоточившись на сравнительно новом материале — по традиции злободневном, провокационном, эротичном, но, может быть, не всегда одинаково искрометном. Вулых, порицаемый великим магистром Ордена Вадимом Степанцовым за слабую плодовитость, прочитал всего два произведения. В поэзоотделении принял участие давний соратник Степанцова, клавишник "Бахыт-компота" Эдуард "Эдгар" Платонов — под его аккомпанемент некоторые стихи Вадима превратились в романсы; не сказать, однако, что в таком виде они звучат интереснее, чем в простой декламации.
Музыкальная часть концерта неожиданно оказалась акустической. Со Степанцовым играл не "Бахыт-компот", а сборный аккомпанирующий состав: известные песни Вадима были аранжированы флейтами, акустическими гитарами и т.д. и звучали при этом вполне себе. Разумеется, так называемый вокал Степанцова местами диссонирует с аккуратным саундом аккомпанемента — в то же время диск лишний раз подтверждает качество самих песен: большинство из них хороши и в акустических аранжировках, а потеря драйва стала обратной стороной медали и неизбежным злом. Но за драйвом и грязным звуком можно сходить на любой клубный концерт "Бахыт-компота" как такового. Или как минимум досмотреть этот DVD до девятого трека "Казак", после которого Вадим Степанцов в шутку обвинил публику в том, что лирикой ее не проймешь, ей "Шизгару" подавай. В качестве "Шизгары" великий магистр спел вполне зверскую "Тропу семейной жизни", а вообще из классики прозвучали "Бухгалтер Иванов", "Дьявольская месса", "Кладбищенская клубника", "Для меня", "Сладкое слово свобода", "Империя" и не прозвучала "Пьяная помятая пионервожатая". Несомненным украшением концерта стала красиво раздетая перкуссионистка, которая радовала не только костюмом, но и искренней реакцией на лучшие строки песен Степанцова: она хихикала над ними прямо на сцене.
Алексей Мажаев, InterMedia