"ЛАКМУС" - "ФАНТОМ" **
Великий баскетболист Майкл Джордан уходил в бейсбол — лавров не снискал, вернулся, потерял два года. Знаменитый биатлонист Сергей Чепиков уходил в лыжные гонки — побегал без винтовки, ничего не добился, вернулся, потеряв десяток потенциальных биатлонных медалей. Симпатичная инди-поп-группа "Лакмус" несколько лет назад ушла в жесткую альтернативу — ничего не добилась, старых слушателей распугала, новых не приобрела. Но — из чистого упрямства, надо полагать — не возвращается в милую легкомысленность, продолжает упираться и производить пластинки сколь пугающие, столь и скучные. Чем руководствовались Джордан, Чепиков и многие другие герои, резко свернувшие с накатанной колеи, я понять могу: вызов самому себе — вполне достаточный стимул, чтобы не обращать внимания на крутящих пальцами у виска окружающих. Что такое произошло с группой "Лакмус", объяснить гораздо тяжелее. Вероятно, причины ухода из поп-рока были сугубо творческими. Но почему же коллектив до сих пор не понял, что забрел в тупик? Что в историю войдут дурацкие и позитивные "Пузырьки" и "НеДиКаприо", а не вымученная жесткость последних дисков? Что для "альтернативной" музыки они все равно слишком легки и беззлобны? Вон какая лютая появилась молодежь — разве за ней угонишься? Не исключено, впрочем, что костяк "Лакмуса", плотно работающий в составе группы "Би-2", просто уже потерял личные творческие амбиции и относится к группе как к необязательному сайд-проекту, надоевшее хобби в свободное от основной работы время. В таком случае очень жаль вокалистку Ирину Акимцеву, чей голос достоин лучшего применения, чем озвучивание песен с альбома "Фантом".
Новый диск не такой загрузочный, как пластинка "Точка необратимости", но ужасно страдает от дефицита внятных мелодий. Создается ощущение, что жесткие гитары и скрежет нойзовых концовок песен "Фантом" и "Конец конца" призваны попросту заполнить пустоту — хоть чем-то. Вместо произведений и мотивов, говорящих сами за себя, альбом предлагает слушателю самостоятельно выискивать корпускулы чего-то достойного. Но, даже если вы углубитесь в изыскания, результат скорее всего разочарует. Саунд в лучшем случае напоминает группу "Тотал" с ее коммерчески выверенной продюсером (как мы уже знаем, неудачно) "альтернативой", в худшем — вообще никак не воздействует на акустические рецепторы. В песне "Реверс" группа упражняется в подборе бессмысленных рифм к заглавному слову, в треке "На ощупь" пробуждает слушательскую фантазию строчками "пообещай мне ночью найти меня на ощупь". Но это чуть ли не единственный на диске пример, когда он хоть что-то пробуждает. Даже бодрый номер "Любить, надеяться" не выглядит для "Лакмуса" органичным, хотя и может вызвать покачивание головы в такт. Лишь в самом последнем треке "Вверхтормашками" группа почти без оговорок возвращается к своему раннему саунду и настроению — увы, и мелодия песни запоминается с трудом, и беспричинный позитивизм сменился какой-то грустной взрослостью. Это, кстати, настораживает даже сильнее затянувшегося "альтернативного" периода. Вот одумается группа, вспомнит о счастливом и бездумном инди-попе — а сказать-то ей будет уже нечего. Спортивный век короток — Джордан с Чепиковым не дадут соврать, - а музыкальный бывает еще короче. Оглянуться не успеешь — и ты уже на "Дискотеке 80-х", из последних сил скачешь под фонограмму своего единственного древнего хита.
Алексей Мажаев, InterMedia