"ЗНАМЕНИЕ": АПОКАЛИПСИС, ВАУ! ***
Кажется, в Голливуде уже никто не сомневается в том, что человечеству, случайно, вследствие множества ошибок и мутаций появившемуся на свет, суждено погибнуть. 19 октября этого года или через 666 лет, но суждено. Вот только режиссеры и сценаристы еще не успели определиться с тем, как это произойдет, что, несомненно, пока только на руку зрителям. Фильм, неуклюже — привет трилогии "Омен" тридцатилетней давности! - названный в российском прокате "Знамение" (с ударением на "а"), в оригинале звучит проще: "Знание". Здесь "знание" не сила, не слабость, а просто констатация факта, способ усилить напряжение, разыграть драматические козыри.
Итак, Земле грозит глобальная и неотвратимая катастрофа, вспышка на Солнце вот-вот уничтожит нашу планету. Об этом узнает астрофизик Джон (Николас Кейдж), сопоставив данные научных наблюдений и листок со странными цифрами, который его не по годам развитый и обожающий канал Discovery сын Калеб (Чандлер Кентербери) принес из школы. Листок этот достается Калебу после торжественного вскрытия временной капсулы, заложенной при основании его школы в пятидесятых годах прошлого века. И написала их когда-то странная девочка Люсинда Эмбри под диктовку неких потусторонних голосов — "шептунов". Помимо грядущего апокалипсиса, девочка-пророк записала на листке даты (и координаты) самых крупных катастроф грядущих 50 лет, включая теракты 11 сентября и ураган "Катрина". Джон пытается предупредить человечество, звонит в ФБР, в полицию, но все без толку: пророчества продолжают сбываться, и вот настает 19 октября 2009 года — день, когда Земле суждено погибнуть.
При всех недостатках, логических несоответствиях и прочих недоработках сценария, визуальная составляющая фильма на уровне. Напомним, что Пройас снял "Ворона" и "Темный город", так что сомневаться в его мрачном изощренном видении не приходится. В "Знамении", как минимум, три ударных — в прямом смысле — эпизода, а заполняющая оставшееся время болтология снята со все более усиливающимся эсхатологическим настроением.
Еще одна удача фильма — актерская работа одного из самых многообещающих молодых актеров современности Чандлера Кентерберри. Он уже успел сняться у Дэвида Финчера в "Загадочной истории Бенджамина Баттона". Помимо "Знамения", Чандлер в один год снялся сразу в трех картинах, причем каждый раз у иностранных режиссеров: в "Окиси" вьетнамского режиссера Тимоти Лин Буи, в "Изъятии" испанца Мигеля Сапочника и в "После жизни" польской француженки Агнешки Войтович-Восло.
Да, "Знамение", безусловно, сильнее недавнего "Дня, когда Земля остановилась" и прочих апокалиптических фильмов, но и его портит возникающий ближе к финалу христианский пафос. А когда Пройас, в течение всего фильма строивший из себя эдакого готического Шьямалана, в финале цитирует "Фонтан" Даррена Аронофски (ну и Библию, разумеется), становится ясна мораль сей басни: спастись в этом обреченном мире могут только дети, смотрящие Discovery и читающие National Geographic. Дети и белые кролики.
Денис Шлянцев, InterMedia