"ЧАЙФ" - "СВОЙ/ЧУЖОЙ" ***
Фактически это продолжение вышедшего в 2000 году диска "Симпатии", где душевные дядьки из группы "ЧайФ" пели песни дружественных музыкантов. Только тогда это был довольно громкий CD-релиз, а теперь довольно тихая сетевая презентация. У "чайфов" накопилось почти два десятка "римейков", и они бесплатно выложили их на свой сайт, назвав это дело виртуальным альбомом. Песни можно не только послушать, но и почитать истории о том, как они попали к "ЧайФу" и почему Владимиру Шахрину и Ко пришло в головы их записать. ВсЈ это выглядит уютно, мило, по-домашнему — и этот формат идеально подходит самому музыкальному материалу. Очередная порция кавер-версий от "ЧайФа" вряд ли вызовет бурные дискуссии и потоки восторгов — хотя некоторые робкие вопросы "Свой/Чужой" все-таки рождает.
Эклектичность материала — от романсов и Магомаева до сурового урал-рока и "чайфовского" издевательства над рокапопсом — оправдывается лоскутным характером альбома, сложившегося не только из желания группы сделать свою версию понравившейся песни, но и из разнообразных побочных проектов вроде участия в саундтреке фильма "Азазель" и разных трибьютах. Не будем строго судить "ЧайФ" в тех случаях, когда он влезает в совершенно несвойственные себе сферы. Скажем, романсы "Мы странно встретились" и "Но я вас все-таки люблю" Владимир Шахрин исполняет старательно и душевно, однако понятно, что органике бывшего свердловского строителя этот жанр мало соответствует. Записанную для "Неголубого огонька" "Королеву красоты" "ЧайФ" поет, простите за каламбур, с огоньком, который в караоке был бы оценен высокими баллами; но право, справедливо, что высказанная "чайфами" мечта исполнить это произведение вместе с Муслимом Магомаевым так и осталась неосуществленной. А вот лагутенковской "Так надо" уральские горцы придали новое осмысление, скрестив ее с ленивой хабанерой и доверив лид-вокал Владимиру Бегунову. Гитарист группы "ЧайФ" известен, хм, ироничным отношением к молодым коллегам и их творчеству, каковое отношение он демонстрирует почти на каждом концерте, исполняя пародийное попурри из песен героев хит-парадов. Здесь кривляния Бегунова, перемяукавшего самого "Мумий Тролля", легли на благодатную почву — трек можно воспринимать и как ернический кавер, и как забавный летний хит в духе сборников "советского лаунжа".
Очень подошла "ЧайФу" песня Владимира Высоцкого "Письмо", произведения уральских и не только соратников ("Топ", Юрий Богатенков, Юта, Вадим Кукушкин, "Мотор-роллер") вообще кажутся родными "чайфовскими" композициями, а дуэт с "Би-2" "Достучаться до небес" давно стал хитом и без всяких сборников римейков. Неплохо звучит "Рвать ткань", не попавшая в трибьют "Наубум" по трагикомическим причинам, подробно изложенным на сайте. Зато удивляет то, как Шахрин и Ко обошлись с "Беспечным ездоком" "Секрета", "Моряком" "Агаты Кристи" и "пикниковским" "Великаном". Разумеется, римейкер имеет право авторизовать произведение и вложить в него собственный смысл. "ЧайФ" воспользовался этим правом трижды: "Все знают бодрого, остроумного, напористого Фоменко, и этого всего у него не отнять, но мы нашей версией "Ездока", решили показать другого Николая — чрезвычайно музыкального, образованного и интеллигентного человека". "Мне всегда казалось, что эта песня ("Моряк". — Прим. ред.) отчаянно печальная, а после ухода Саши (Козлова. — Прим. ред.) это для меня стало очевидным". "Нам очень захотелось записать эту песню ("Великан". — Прим. ред.) так, как если бы мы ее знали в 1977 году и играли на студенческих танцевальных вечерах". В результате на диске оказались три "отчаянно печальных" композиции, которые всякий, кто помнит их вполне энергичные оригиналы, может счесть за проявление не светлой грусти, а старческой немощи.
Алексей Мажаев, InterMedia