ФЕДОР БОНДАРЧУК: "МЕНЯ ДРАЛИ ЗА ФИЛЬМЫ И ПО ГАМБУРГСКОМУ СЧЕТУ, И БЕЗ ВСЯКИХ ПРАВИЛ"
"Не могу пока об этом говорить. Известно, что подписан контракт с Миллой Йовович, сколько будет съемочных дней, какой гонорар был определен самому Верхувену, пока он числился режиссером проекта. Сценарий переведен на русский и лежит у меня на столе вместе с английским вариантом. Но пока контракт не подписан, не хочу давать комментарии".
(ЗАЧЕМ СВЯЗАЛСЯ С "ОБИТАЕМЫМ ОСТРОВОМ")
"С "Обитаемым островом" имело смысл связываться по очень многим причинам. И по литературе: Стругацкие - любимые, культовые авторы для нескольких поколений. И по профессии - ведь это работа с тем материалом, к которому в нашем кино и близко никто не подходил. Поэтому мне особенно приятно комплименты слышать от людей, знающих, чего стоит этот хлеб. Скажем, от Александра Митты, который когда-то взорвал советский кинопрокат "Экипажем". Он знает, что такое снимать кино, для которого и базы-то нет".
(О КРИТИКЕ "ОБИТАЕМОГО ОСТРОВА")
"А это хорошо. В интернете такие битвы были! Одни писали, что это лучший наш фильм XXI века, другие - что Бондарчук снял полную ерунду. Мне это все очень нравится. Ну-у, реакция на твою работу всегда заряжена какой-то энергией. Время все расставит по своим местам, а пока клокочет магма. Я уверен, что "Обитаемому острову" суждено жить долго. Это не тот фильм, который умирает после двух уик-эндов проката. Так же было и с "9 ротой".
(ПРОЩАЮТ ЛИ ОШИБКИ ДЕБЮТАНТУ)
"О нет, я не тот дебютант, которому хоть что-нибудь простили бы. Меня драли за первую картину и по гамбургскому счету, и без всяких правил. Но она стала, не побоюсь этого слова, культовым фильмом. Мне до сих пор орут вслед: "Девятая рота!" Не в Москве, конечно, но везде за кольцевой дорогой. Страна у нас большая. Критики, они в Москве живут, а зрители живут повсюду".
(О КРИЗИСЕ)
"Знаете, мне кажется, что слово "кризис" тут не подходит. Кризис имеет начало и конец. А мы сейчас присутствуем при некоем глобальном переосмыслении координат, результатом чего станет выстраивание новой системы".
(ЧЕГО ЖДЕТ ОТ ПРОКАТА "ОБИТАЕМОГО ОСТРОВА. СХВАТКА")
"Прокат вот-вот начнется. Посмотрим. Известно, что около 25 процентов зрителей ушло из кинотеатров за зимний период. Но прокатчики говорят, что вроде народ возвращается понемногу. Тем, кто жаждет развлечения, зрелища, вторая часть должна понравиться больше. В ней много интересных визуальных решений: город мутантов, танки, субмарина, полеты, гонки, драки. И она короче первой, которая лично мне более интересна".
(О ПРОКАТЕ ПЕРВОЙ ЧАСТИ "ОБИТАЕМОГО ОСТРОВА")
"Наш бизнес-план включал 30 миллионов долларов сборов. И, честно говоря, мы его выполнили. Просто изменение валютного курса превратило их в 22. Но есть и другая тенденция, от которой никуда не денешься. В январе, параллельно с прокатом первой части "Обитаемого острова", был поставлен рекорд - больше миллиона скачиваний в интернете. А сколько нелегальных дисков было продано в переходах, никто даже и не знает".
(О МАЛОБЮДЖЕТНОМ КИНО)
"Оно мне очень интересно как метод. Мы недавно встречались с Дарреном Аронофски, который как раз использует этот метод, и говорили о том, какое сильное впечатление на меня произвел его первый фильм "Пи", снятый за 60 тысяч долларов. Он мне сказал, что если бы в те времена у него была в руках хорошая цифровая камера, то фильм был бы в два раза дешевле. Финансовый кризис многих развернет в эту сторону. Особенно арт-хаусных режиссеров, которые по сути своей склонны снимать недорогое кино и терпеть не могут все эти приблуды с кранами, техникой, трюками. Но мейнстриму, сложнопостановочному кино без серьезных денежных вливаний не выжить. А ведь именно оно привлекает миллионы зрителей в кинотеатры".
(КАК РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ ФИНАНСИРОВАНИЯ)
"А тут без государственного участия не обойтись. Надо отдавать себе отчет в том, что кинематографа у нас в ближайшие год-два не будет. Сегодня производство кино в России полностью встало. На студии "Саламандра", которая предоставляет услуги по обработке киноматериалов, лежат несколько десятков копий картин. Продюсеры не могут их забрать, потому что у них нет средств. Эпоха шальных больших денег в нашем кино закончилась. Чтобы кино не исчезло и развивалось, необходимо участие государства. Но систему господдержки надо серьезно изменить. В прошлом, докризисном году было снято больше двухсот картин при помощи Минкультуры. Где они? На поверхность всплыли полтора-два десятка. Остальные - зря потраченные федеральные средства как результат отсутствия профессиональной экспертизы проектов. Этим же надо очень серьезно заниматься. Потому что кинематограф - это самый доходчивый способ выражения национальной идеи".
(ПОЧЕМУ ТАК ДОЛГО ШЕЛ К РЕЖИССУРЕ)
"Вы же знаете, что предлагали снимать в те годы. Например, с Еленой Яцурой, которая потом стала продюсером "9 роты", мы познакомились, когда она дала мне почитать сценарий примерно с таким названием - "Ди-джей и байкер". Это было что-то чудовищное! Не знаю, может, она проверить меня хотела. Но в принципе тогда был еще востребован этот тип героев - байкеры, проститутки, бандиты. Иногда вдруг на каких-то нецентральных каналах возникают из небытия такие фильмы. Это же фрик-шоу! От него даже у меня волосы дыбом встают. Я отказывался такое снимать, но многим моим коллегам теперь приходится вычеркивать эти работы из фильмографии. А я хорошо зарабатывал на клипах. Поэтому рассматривать кино как заработок у меня не было нужды. И к идее первого фильма я относился так - чтобы не было мучительно больно. Тогда и родилась мысль перенести "Судьбу человека" в наше время, где Андрей Соколов сидел бы не в фашистском концлагере, а в чеченском зиндане. Но это оказалось почти невыполнимой драматургической задачей. Никто не понимал, как здесь выписывать образ врага. Чечня же часть России, воюешь, получается, со своими. Только Петя Луцик, царство ему небесное, знал, как из такой ситуации выбираться. Он написал гениальные 20 страниц. И ушел от нас. 20 страниц остались. Ну а потом Юра Коротков, сценарист, попал в меня стопроцентно тем, что сказал: афганская война".
(ПОЧЕМУ НЕ ХОЧЕТ СНЯТЬ ФИЛЬМ О 90-Х)
"Как не хочу? Да я, посмотрев фильм Дэнни Бойла "На игле", просто закричал: вот сволочь, он снял мою картину! Недавно только говорили об этом с Димой Дибровым. Степень откровенности в кино - вот что мне близко. У нас, к сожалению, ничего такого по отношению к современности или к 90-м годам не было снято. Может, я приду когда-нибудь к этой теме. Но сейчас у меня на первом плане большие проекты".
("Итоги", 20.04.09)