"ХАРВИ МИЛК": ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ ***
Харви Милк — фигура историческая и колоритная. Пожалуй, самая колоритная из всех гей-мучеников, начиная от Святого Себастьяна. Милк, как известно, сумел стать не только неформальным лидером гей-движения в Сан-Франциско, но и "выбиться в люди" - в 1977 году 47-летний Милк был выбран членом наблюдательного совета города. Он стал первым открыто гомосексуальным политиком, выигравшим выборы в консервативно настроенной Америке. Однако уже через год его политическая карьера была грубо прервана — Милка застрелил бывший член наблюдательного совета, ярый гомофоб Дэн Уайт.
Гас Ван Сент (сам будучи нетрадиционно ориентированным) снял типичную экранизацию книги из серии "Жизнь замечательных людей". Режиссер отказался (наконец-то!) от своих формалистских экспериментов ("Слон", "Джерри", "Последние дни" - так называемая "трилогия о смерти") и снял вполне традиционный (если не считать тематику), логично выстроенный фильм. Видимо, на радостях жюри и вручило Ван Сенту "Оскар" за лучший оригинальный сценарий. Еще один плюс — отсутствие типичного для режиссера любования телами подростков, лишь немного не дотягивающего до открытой порнографии.
Поклонникам раннего творчества ("Мой личный штат Айдахо", "Даже девушки-ковбои иногда грустят") режиссера, впрочем, в "Милке" тоже придется нелегко. История Харви Милка показана линейно, в хронологическом порядке — от одних выборов до других, от одного любовника (Джеймс Франко) до другого (Диего Луна). Смотреть биографию чиновника, делающего карьеру на слогане "GAY — Good As You", выступающего за права ВСЕХ меньшинств, заранее зная трагический финал, довольно сложно. Шон Пенн играет убедительно, наверняка полагая, что "Оскар" уже у него в кармане, чего нельзя сказать об отчаянно переигрывающем Диего Луне. Остальная массовка (за исключением аутентично выглядящего, кажется, в любой роли Джеймса Франко) играет ни шатко, ни валко: усы, обтягивающая футболка, масляный взгляд и фривольная походка — непременные атрибуты любого уважающего себя гомосексуала.
Проблема с "Милком" в том, что получившийся фильм мог принадлежать кому угодно, но не Ван Сенту. Байопик получился, никто не спорит. Крепкий, основательный, возможно, достойный упоминания в учебнике для будущих режиссеров и сценаристов. Однако даже самые мейнстрим-ленты режиссера — "Умереть во имя", "Найти Форрестера" - выглядели не столь кондово.
Наверно, считать, что каждый новый фильм должен становиться неким рубежом, границей, подгонять режиссера, побуждать его вырваться за своими же руками выставленные флажки — моветон. Но если вы хотите изучить историю гей-движения в целом и биографию Харви Милка в частности, на это есть документальная лента "Времена Харви Милка", получившая "Оскара" еще в 1984 году. Или — специально для эстетов - опера "Харви Милк".
Картину же Ван Сента, несмотря на убедительного Шона Пенна, хочется рекомендовать в этом списке в последнюю очередь.
Денис Шлянцев, InterMedia