ПЕТР МАМОНОВ УЗНАЛ ДЕНЬ ПО ЕЖАМ И ЯБЛОНЯМ
Петр Мамонов, облаченный в неброскую красно-черную вязаную шапочку, вышел на сцену, неподражаемо корчась и посылая публике воздушные поцелуи. Сев на стул и согнувшись в три погибели, музыкант исполнил под аккомпанемент электрогитары "Красного беса". Экскурсы в горячечный бред лирического героя плавно продолжила композиция "Шуба-дуба блюз". Мамонов виртуозно размывал границы между песенным текстом и собственным конферансом. "Добрый вечер! С каждым годом я воспринимаю свои песни все лучше и лучше. А все тут сидят и говорят: давненько, мол, мы тебя не видели", - нараспев произносил артист, продолжая играть на гитаре. Затем Мамонов резко встал, сорвал шапочку, поклонился и проникновенно произнес: "Здравствуйте, дорогие!" Под "Источник заразы" музыкант плавно маршировал и тревожно вскрикивал, а в песне "Отдай мои вещи" он резко отпрянул от одной микрофонной стойки, метнулся к другой и начал требовать вернуть ему "зеленое пальто". Песня "Зима" завершилась импровизированным заговором, в котором Петр Мамонов сконцентрировал все свои добрые пожелания зрителям: "А вообще, мы так рады вас видеть и желаем здоровья москвичам, петербуржцам, калужцам, душанбинцам, калининградцам…" Артист без запинки перечислил жителей около трех десятков городов, споткнувшись лишь на "петропавловцах-камчатцах". В финале автор этого монументального приветствия к вящему восторгу зала пожелал женщинам "почище убираться и вкуснее готовить", а мужчинам — "побольше зарабатывать".
Лихо станцевав под "Досуги-буги", Мамонов сделал вид, что дико устал, и изобразил смертельно утомленного старика, который умоляет своего внука: "Потише, внучок". "Надо и отдохнуть!" - пояснил музыкант зрителям, прежде чем спеть "Крым". Однако передышка оказалась непродолжительной. В "Лифте на небо" Мамонов показал корчащегося в судорогах лифтера и в конце произведения принялся вращаться вокруг своей оси. В каждой последующей песне театральный момент становился все нагляднее. Например, в "Сером голубе" артист разыграл в лицах представление, сводящееся к тому, что несколько человек, едущих в тесной машине, никак не могут определиться, кто сядет за руль и займет переднее сиденье. Так Мамонов подготовил переход ко второму отделению, состоявшему из нескольких мини-пьес. Все началось с исповеди человека, у которого вообще не осталось ни одного друга, потому что они все погибли от алкоголизма. Далее Мамонов рассказал увлекательную историю о детях, выпивших на спор на дне рождения у одноклассника весь лимонад, и о мальчике, получившем от мамы медные деньги после похода в магазин за хлебом и молоком. В зале смеялись, а Мамонов недоуменно спрашивал: "Почему вы смеетесь? Я же вам рассказываю об очень серьезных вещах".
Следующим номером программы было чтение стихов. Мамонов декламировал миниатюры "в японском стиле", комкал рукописи и швырял их в зал на память. Заметив, что большинство листочков оседает в первых рядах, музыкант начал сокрушаться: "Вот, не успели сегодня купить пластилин! Так бы бумажки летели дальше". Наибольший успех у публики имело такое стихотворение: "По скрипу солнца золотого, по яблоням и по ежам узнал я день". Сам Мамонов выделил двустишие, в котором, по его мнению, выражена суть всего христианства: "Люблю блатную жизнь, а воровать боюсь". Прочитав эти строки, музыкант вспомнил добрым словом известного священника, отца Димитрия Смирнова, рассказавшего ему такую историю: "К одному сельскому батюшке пришла старушка. Священник, указывая ей Распятие, спросил: "Это кто?" "Не знаю, я очки дома оставила", - простодушно ответила прихожанка".
Денис Ступников, InterMedia