NARKOTIKI — "ПЛАНЕТА ЛЮБОВЬ" ***
Пора признать эту тенденцию нездоровой: в разговорах, статьях и сетевых дискуссиях о музыке всЈ меньше места остается самой музыке — для обсуждающих почему-то гораздо важнее даже не собственное отношение к предмету спора, а навязчивое стремление вписать этот предмет в какой-то культурологический контекст, чаще всего выдуманный. Например, благодаря гомосексуальному лобби в шоу-бизнесе раскрутились десятки певиц и певцов, не имеющих никаких творческих достоинств, кроме нетрадиционной ориентации. Для критиков-"меньшевиков" одна она уже является достаточным основанием для положительной рецензии и даже бесплатной рекламной статьи. Хипстерские кумиры, появляющиеся и сдувающиеся ежемесячно, — столь же вымышленные фигуры. Они в большинстве своем забываются мгновенно — хотя их апологеты успевают наградить их титулами как минимум "выразителей интересов поколения" или "самым интересным проектом за последние пять лет". Странно, если эти ярлыки кто-то всЈ еще воспринимает всерьез — череда разочарований свежими расхваленными трендами должна была научить читателей всЈ делить хотя бы на десять. Когда любой чупа-чупс (вроде веселой и бестолковой группы Narkotiki) немедленно объявляют фуагрой, это в первую очередь свидетельствует о незрелости мышления. В одной из рецензий примерно так и было написано: если вам больше тридцати, не прикасайтесь к "Наркотикам", всЈ равно ничего не поймете, потому что эти парни проиллюстрировали всЈ, без чего нельзя представить нас, 20-летних. Возможно, данное суждение справедливо, но какой же безжалостный приговор этому поколению выносит не столько дебютный альбом группы Narkotiki "Планета Любовь", сколько возбужденно-хвалебные отзывы о нем!
Рожденные в 80-х почему-то страшно тоскуют по духу коллективизма. Вот не досталось на их долю смотров строя и песни, юнармейских дискотек и пионерских линеек — а хочется в шеренгу-то построиться, массовость "Наших" и "Идущих вместе" не даст соврать. Поэтому вместо разумных действий по уходу за своим газоном и слушанию в собственном уголке той музыки, которая тебе нравится, поколение то и дело пытается сформулировать культурные коды, общие для всех. А поскольку они не очень формулируются, остается их сформировать — при этом в качестве объединяющих поколение факторов предлагаются в основном какие-то прикольные глупости вроде Масяни, "СБПЧ-оркестра" и популярных телесериалов. У 30-летних никогда не было проблем с поиском героев: они были видны, их не надо было себе придумывать. Новым временам, естественно, нужны новые кумиры — но за неимением очевидных титанов недавним тинейджерам приходится возводить на пьедестал картонных богов и посредством самогипноза убеждать всех, что они настоящие.
За самих картонных богов даже как-то обидно — похоже, они не виноваты в том, что их запихивают на эти пьедесталы. Очень вряд ли, что Narkotiki под своим разудалым ню-рейвом подразумевали нечто более глобальное, чем танцевальное развлечение на стыке остроумия и откровенного дебилизма. Опасная смесь из диско, синти-попа, ритмичного рэпа и то смешных, то глупых рифм не так уж плоха сама по себе, но в качестве выразителей культурных ценностей поколения Narkotiki выглядит жидковато. Да и в качестве новаторов тоже: в сущности, такой альбом могли бы записать Вася Васин из "Кирпичей" - если бы чуть больше увлекался технодэнсом. Или "Дискотека Авария" - если бы чуть менее была озабочена коммерческим успехом.
Алексей Мажаев, InterMedia