ЛЕОНИД НЕЧАЕВ: "НА СЪЕМКАХ ДЕТИ ЗВАЛИ МЕНЯ "ПАПА ЛЕНЯ"
"Вот я недавно приехал из Минска - там устроили для меня предъюбилейный феерический праздник. Так получилось, что именно на киностудии "Беларусьфильм" я проработал в общей сложности 17 лет и снял десять фильмов. И хотя белорусы меня не представляли к званиям (говорили, что у меня московская прописка - пусть Москва и выдвигает), но в "Энциклопедии белорусского кино" все-таки написали: "Ляонид Нячаев - выдатный бяларуский кинорежисер". Мало того, в местном Музее кино есть зал, посвященный моим фильмам. Оказалось, что сохранились и костюмы героев, и отдельные предметы реквизита. "А как же иначе, - объяснили мне, - это достояние республики!" Я уж не стал им напоминать, с каким трудом на студии принимали "Буратино", как утверждали, что "черепаха не может опекать лягушек в пруду"... Дело давнее, чего теперь вспоминать обиды. А вот Гильдия режиссеров Союза кинематографистов России, кажется, мой юбилей пропустила..."
(ПОЧЕМУ ПЕРЕШЕЛ С АКТЕРСКОГО ФАКУЛЬТЕТА НА РЕЖИССЕРСКИЙ)
"О! Это замечательная история. В институт я поступил, уже отслужив в армии. Там я был завклубом, ставил спектакли, и на радость командирам мы получали на смотрах грамоты. Так что мои однокурсники на актерском факультете часто просили помочь им с учебными заданиями. Я не отказывался. И однажды, после просмотра моей постановки "Медведь", отсмеявшись вместе со всем залом, уже на выходе из зала меня подхватили Сергей Аполлинариевич Герасимов и Яков Александрович Сегель. Они стали меня уговаривать перейти на режиссерский - сразу на третий курс. И уговорили. На всю оставшуюся жизнь".
(ПОЧЕМУ НЕ СТАЛ АКТЕРОМ)
"Очень рациональный. Мастера мне сказали, что артист-то я хороший, "с мозгами", это видно, но со своей внешностью "поганого интеллигента" до сорока лет точно буду не востребован. А в режиссуре есть шанс пробиться".
(О ЦЕНЗУРЕ В КИНО)
"Если бы не поддержка Москвы, телеобъединения "Экран" - как главного заказчика, то на "Беларусьфильме" мои фильмы проходили бы с трудом. Мне один критик сказал, что я здорово устроился и теперь под соусом детского кино могу говорить все что хочу - например, о "стране дураков", а нас, мол, "взрослых" режиссеров, бьют на каждом шагу. Но и у меня было всякое. И стихи Булата Окуджавы "На дурака не нужен нож" или "Не прячьте ваши денежки" к "Буратино" не приветствовали, и "Проданный смех" заставили резать, так что все копии стали бракованными, поплыл звук, и к показу фильм оказался негодным. А я же был "новогодним режиссером". Телеобъединение "Экран" знало, что к 1 января у них будет очередная музыкальная сказка. Но в тот раз требования начальников оказались сильнее традиции".
(О ДЕТЯХ-АКТЕРАХ)
"На съемках дети звали меня "папа Леня". Верили мне и моей искренней к ним симпатии. Я им не говорил, как надо произносить текст, не просил копировать мои интонации. Они сами умели работать над образом, знали весь сценарий, не только собственную роль. Персонажи становились для них родными. А я создавал естественные ситуации, естественную среду, детям не надо было ломать себя. Им оставалось только проживать жизнь своих героев. Поэтому Дима Иосифов был готов висеть вниз головой столько, сколько надо, зная, что во время съемок всякое может случиться..."
(О ВЗРОСЛЫХ АРТИСТАХ В "БУРАТИНО")
"С ними работать - это было отдельное счастье. Никого не пришлось уговаривать - все были рады получить роль, в которой можно похулиганить, подурачиться. А еще я их соблазнял перспективой пения. Женя Евстигнеев, посмотрев "Буратино", сказал: "У тебя, Леня, я готов сыграть любую мышь!" Конечно, в "Красной Шапочке" нашлась для него роль. А Николай Трофимов - Толстый волк, сыграв еще и Пса Максимилиана в "Рыжем честном влюбленном", написал: "Леня! Я твой верный пес. Я твой жуткий волк. Я твой абсолютный раб. Люблю и верю!"..."
("Известия", 04.05.09)