"БЕСЧЕСТЬЕ": ДРАМА О НЕИСПОВЕДИМОСТИ ПУТЕЙ ГОСПОДНИХ *****

Премьера драмы "Бесчестье" ("Disgrace", Австралия-ЮАР, 2008, режиссер — Стив Джейкобс, в ролях — Джон Малкович, Пола Арунделл, Скотт Купер, Эрик Эбони, Джессика Хайнс, Фиона Пресс, Монро Реймерс) состоялась 13 мая в кинотеатре "Формула кино Европейский".
Экранизация одноименного романа Джона М. Кутзее, принесшего южноафриканскому писателю Букеровскую премию, - та самая вещь в себе: очень глубокая, серьезная и значительная, требующая от зрителя максимальной сосредоточенности и только в этом случае раскрывающая свои тайны, смыслы и нюансы. Одним словом, артхаус, да еще и снятый в декорациях провинциальной ЮАР, так напоминающей советский деревенский быт — неприхотливые вязаные коврики на полу и стенах, проваленные одноместные диваны, пижамы веселенькой расцветки, сельские рынки…
На фоне всеобщей разрухи, безденежья и грязи белой вороной смотрится Дэвид Лури, профессор литературы из Кейптауна (Джон Малкович), отправившийся в добровольную ссылку после романа со своей студенткой. Из университета его "ушли", так как профессор не захотел публичного раскаяния ("лучше бы к стенке поставили"), личная жизнь не клеится — в постели сплошные проститутки, и ничто его, в принципе, не держит в мегаполисе.
Он, оправдывая себя тем, что планирует написать оперу о Байроне, отправляется в деревню, в глушь, на ферму, которую держит его дочь Люси (Джессика Хайнс) - лесбиянка и точная копия Дженнифер Джейсон Ли. Сельская идиллия — он помогает дочери по хозяйству, она продает цветы и овощи на рынке, а приходящий сосед Петрус смотрит футбол и пьет пиво — нарушается довольно быстро и жестко: нападением банды африканских подростков, которые обливают спиртом профессора и насилуют Люси.
Их поведение вполне "логично": последствия апартеида и ненависть к белым еще свежи в коллективной памяти, вот и забеременевшая Люси твердит: "Я чувствую, что что-то им должна. А они просто пришли забрать свой долг". Рациональный профессор не понимает логику дочери. Ему кажется, что все просто: нужно обратиться в полицию, преступники должны быть наказаны.
Ситуация усугубляется тем, что один из преступников оказывается родственником Петруса и поселяется рядом с фермой. Лури не может жить в состоянии "холодной войны" и решает поехать в Кейптаун, найти семью своей бывшей студентки и — искренне, от глубины души, с теми чувствами, которых от него не мог добиться совет университета, - раскаяться.
Этот фильм сложно посоветовать в качестве "развлечения на вечер", после его просмотра ни о чем не хочется говорить даже с близкими людьми. Это — настоящее переживание; интимный диалог зрителя с режиссером; опыт, который нужно претерпеть лично; собственно, суть и квинтэссенция того, что раньше — до наступления эры блокбастеров — и называлось кино.
Денис Шлянцев, InterMedia

Последние новости