ОЛЕГ ЯНКОВСКИЙ: "ИНОГДА МНЕ СТЫДНО ЗА СВОЮ ПРОФЕССИЮ, ИНОГДА, НАПРОТИВ, ОНА КАЖЕТСЯ ПРЕКРАСНОЙ".
"Люблю Делона, особенно в "Рокко и его братьях". Нет, до его уровня я не дорос. Отношусь к себе в достаточной степени с юмором и критически. Ибо мы, русские актеры, представлены в несколько другой упаковке и находимся с французами в разных весовых категориях. Конечно, хотелось бы, чтобы меня знали во Франции так же, как Делона, но, к сожалению, российского кино здесь очень мало".
(О РАЗЛИЧИЯХ РОССИЙСКИХ И ЗАПАДНЫХ АКТЕРОВ)
"Есть две лучшие в мире актерские школы - российская и английская. Игра происходит как бы изнутри - это психофизические действия, тогда как другие школы основываются на представлении. Хотя лучшие актеры таких школ - например, Бурвиль и Тото - просто замечательны. Но у русских больше идет через нервы и чувства..."
(О СВОЕЙ АКТЕРСКОЙ СТРОПТИВОСТИ)
"И строптивым не хочется себя называть, но и соглашателем тоже. Я для себя сформулировал простую вещь: одна из необходимых вещей для актера - это умение принадлежать. Я не хочу сравнивать лицедейство с древнейшей профессией, но это где-то рядышком. Согласиться на роль, а потом разрушить взаимоотношения и, стало быть, и ткань картины - безнравственно. Если уж ты пришел, будь любезен стать соавтором".
(ОБ ИМПРОВИЗАЦИИ)
"Кадр, которым я горжусь, - это чистая импровизация. Нет текста, а есть только история, несколько абстрактная - рождение человека и его смерть. Я имею в виду проход со свечой в "Ностальгии" у Тарковского. Триста метров - без помощи режиссера, перебивок и т.д. - только камера и актер. Это внутренняя импровизация, импровизация нервной системы, психики, биоэнергетики".
(О ЛЮБИМЫХ РЕЖИССЕРАХ)
"Я счастливый человек, работал со многими - и все они разные. У Тарковского авторское кино, и существовать в его стилистике было очень сложно. Я с радостью вспоминаю Марка Захарова в кино - в театре он совершенно другой. У меня счастливые картины "Обыкновенное чудо", "Мюнхгаузен", а также "Полеты во сне и наяву", "Поцелуй", "Служили два товарища". Наконец, прекрасный режиссер Швейцер, с которым я сделал, возможно, свою лучшую работу - "Крейцерову сонату". Постановщиков много, и нельзя сказать, с кем было уютнее и прекраснее. Наверное, в этом и есть прелесть кинематографа".
(ОБ ЭВОЛЮЦИИ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА)
"Конечно, время привносит что-то новое в технику. Каждое поколение говорит на своем языке. Шутки одного поколения, к примеру, не очень понимаются другим. Ну а талант остается - это дело Божье. Это твоя нервная система, интуиция, Богом заложенная энергетика. В народе говорят: "Он не заразительный", то есть выходит на сцену, а через рампу "не переходит".
(ПОЧЕМУ НЕ СДЕЛАЛ МИРОВУЮ КАРЬЕРУ)
"У нас не было таких возможностей. Не было института звезд. В нас не вкладывали, и мы прорастали, как растения через асфальт. Лучшие западные актеры в итоге становятся бриллиантами. Русские же таланты так и остаются необработанными алмазами. В этом плане в творческой профессии редкие исключения составляют музыканты, художники, артисты балета".
(ХОТЕЛ ЛИ СТАТЬ РЕЖИССЕРОМ)
"Хотелось бы. Но чувство ответственности сдерживает. Потому что в собственном качестве мною многое сделано, а опуститься на одну-две ступеньки ниже... Хотя и должен быть момент какого-то риска под лозунгом российского "авось!".
(О СВОИХ БОЙЦОВСКИХ КАЧЕСТВАХ)
"К сожалению, не боец. Может, это мне и мешает. Сегодня самое время вступить в какую-то борьбу, и с моими возможностями - именем, имиджем - можно, наверное, добиться многого. Но я избалован в этом смысле судьбой, которая за меня решала многие вопросы. Меня часто спрашивали: "Олег, какую роль ты хочешь сыграть?". Я до сих пор не в состоянии ответить, потому что никогда не ставил такой задачи перед собой, ибо судьба ее решала за меня: "Олег, хочешь Гамлета? Пожалуйста, сыграй его. Хочешь князя Мышкина? Пожалуйста! Хочешь у Тарковского сниматься? Пожалуйста!".
(О МАССОВОМ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ КИНО)
"Вообще-то артист - все-таки профессия для масс. Хотя приятно, когда ты появляешься и в интеллектуальном фильме. Но Евгений Павлович Леонов, который играл алкашей и разных чудаков, был любимцем народа и определял уровень духовности. Вот что это такое, объясните мне. Случается, когда паришь над профессией и привносишь что-то такое, становишься миссионером".
(ОБ АКТЕРСКОЙ ПРОФЕССИИ)
"Народных было много, но один почему-то парит над нами, а другой просто хороший актер. Порой наступает момент, когда выходишь на сцену и думаешь: что же ты при огромном стечении народа валяешь дурака? Бывает и другое: вдруг такая тишина в зрительном зале. Видишь: сидит умудренный опытом интеллектуал, который плачет вместе с тобой. И понимаешь, какая у тебя замечательная профессия. Как странно - иногда стыдно за нее, иногда, напротив, она кажется прекрасной".
("Известия", 20.05.09)