ТРИБЬЮТ "РИКОШЕТ. ВЫХОД ДРАКОНА" ***
Для творческого человека вопрос, что останется после него, имеет гораздо более важное значение, чем для "простых смертных". Успеть вырастить детей, оставить наследникам квартиру и, может быть, еще добрую память о себе — вот к чему обычно сводится жизненная программа обычного обывателя. У творцов всЈ серьезнее. Их наследство должно заинтересовать не только отпрысков, но и в идеале всЈ человечество, которое будет веками читать, слушать и смотреть то, что успел создать художник при жизни. И, как ни ужасно это звучит, после значительного числа творцов, которые сейчас не сходят со страниц прессы, не останется ни-че-го: их самовыражение, вызывающее обожание и споры, окажется чем-то совершенно малозначительным с точки зрения вечности.
Казалось, что эта судьба уже постигла музыку Александра "Рикошета" Аксенова, смерть которого напугала своей безвременностью, но не вызвала ужаса от того, что музыкант ничего уже больше не сочинит. В этом вот состоянии "ничего уже больше не сочинит" Рикошет пребывал около десяти последних лет своей жизни — несмотря на все проекты, за которые пытался браться. Главным его проектом так и остался "Объект насмешек", да и тот воспринимается скорее строчкой рок-энциклопедии (где-то неподалеку от столь же прочно забытых "Опасных соседей") и командой, откуда вышел костяк многомудрой группы Tequilajazzz, чем творческой единицей, сочинявшей хорошие песни. Нет, ну реально, сколько песен Рикошета вы можете вспомнить навскидку? Пожалуй, только "Мой город", а всЈ остальное знают только немногочисленные фанаты и исследователи. Печальна участь творца, чьи творения оказались невостребованными временем.
Но, слава богу, есть друзья. Появление рикошетовского трибьюта — своего рода чудо, ведь по вышеизложенным причинам на нем нельзя ни заработать, ни пропиариться, ни устроить сборную солянку в "Олимпийском". "Выход дракона" - ни в коем случае не амбициозный проект, и нужно отдать должное рекорд-лейблу (отдельное спасибо за великолепные рисунки в буклете) и коллегам Рикошета за тот энтузиазм, с которым они взялись за памятник музыканту. Данному трибьюту чужд пафос типа "мы вернем народу забытые песни" или "смотрите, кого мы потеряли". Это очень простая, человеческая, а не шоу-бизнесовая история: музыканты поют песни умершего друга — и не более того. Но и не менее.
Рубленый, воинственный постпанк Александра Аксенова сегодня, конечно, воспринимается как музыка ушедших времен — так что трибьют стал памятником не только Рикошету, но и упрямому, заблудившемуся року 90-х. Константин Кинчев, Сергей Шнуров, Илья Черт, Горшок и Князь охотно вспоминают ту музыку и исполняют ее вполне аутентично — но трудно представить неофита, который после этого проникнется песнями "Объекта насмешек". Чуть более выигрышно смотрятся треки, исполнители которых решили "авторизовать" рикошетовское творчество: Дэн Калашник насытил "Бонни и Клайда" жирной электроникой и убрал вокальную агрессию, Гарик Сукачев сделал "Луну" городским романсом, а Илья Лагутенко вообще превратил "Саундтрек" в абсолютно "мумийтроллевскую" песню. Ну а что же "Мой город"? Его доверено исполнять Гуфу и Смоки Мо. Кавер они сделали четко и точно: если говорить о том, кого можно считать ментальным правопреемником Рикошета на сцене, то скорее всего эту роль могут примерить на себя злые и агрессивные рэпперы.
Алексей Мажаев, InterMedia