"ПЕРВЫЙ ОТРЯД": НАШИ МЕРТВЫЕ НАС НЕ ОСТАВЯТ В БЕДЕ ****
Надя росла очень-очень счастливой девочкой — дочь цирковых артистов, единственный ребенок в семье. Москва 30-х, дача как будто где-то в Переделкино… Знакомство с ребятами-пионерами неожиданно меняет ее жизнь — она попадет в специнтернат НКВД для детей с экстрасенсорными способностями, где готовят будущих сверхразведчиков. Когда началась война, родители Нади погибли, товарищей девочки расстреляли фашисты. Выполняя очередное задание Центра, Надя получает контузию и теряет память, но ее командир - генерал Белов - находит ее в дурдоме и отправляет на разведку в собственное подсознание. Теперь ее ждет схватка не на жизнь, а на смерть с призраками рыцарей-крестоносцев, готовых усилиями магов из SS вернуться к жизни и вступить в бой с советскими батальонами на стороне гитлеровского вермахта. Помочь русским могут только души расстрелянных пионеров-героев, к ним за помощью и спешит юная разведчица Надя.
Мультфильм "Первый отряд" — конечно, как бы там ни было, главная сенсация 31-го ММКФ. 14-летняя девочка-экстрасенс, агент секретного 6-го отдела НКВД, которую засылают со спецзаданием на тот свет, вызывающая души расстрелянных немцами пионеров—героев на битву с призраками погибших в Ледовом побоище рыцарей-крестоносцев, которые, в свою очередь, разбужены стараниями вошедшего в состав SS мистического общества Аненербе с целью предотвратить наступление советских войск… Ну да — трудно не ожидать от такого сюжета, воплощенного в виде японского анимэ, какого-то, грубо говоря, адского треша. Но ожидания эти рассыпаются с первыми же кадрами. Мастерски воссозданная мастерами японской анимации эстетика авангардного советского агитплаката и военных фильмов, вплоть до знаменитой трилогии Озерова, и не по-детски серьезный тон органично сочетаются здесь с классической эстетикой анимэ и сшибают с ног самым лихим и современным ритмом. Японские мультипликаторы явно отсмотрели многие часы и километры советского кинонаследия — даже Белорусский вокзал, где начинается одна из схваток Нади со шпионками из SS, нарисован как с натуры со всеми мельчайшими подробностями. И так нарисовано все, включая многообразие военной техники тех времен. Смысл и пафос ленты при этом тоже не уступают лучшим отечественным фильмам (многие из которых утонченно цитируются). "Бой идет святой и правый, бой идет не ради славы — ради жизни на земле". Пожалуй, трудно придумать лучший способ рассказать современным подросткам об этой войне на современном языке. Некоторая рискованность мистического сюжета смущает, конечно, крайне непривычной в нашей стране для этой темы эстетикой и сюжетом. Но отчего-то никого не смущают ни водевили о войне 1812 года, ни оперы о Смутном времени, ни, в конце-концов, комедии о Великой Отечественной войне типа "Женя, Женечка и "Катюша". Что ж говорить о советских мультиках с былинными богатырями — а ведь все они, как и герои "Первого отряда", имели реальных прототипов. Илья Муромец так и вообще канонизированный русский святой. Отчего же было не сочинить рано или поздно современную сказку о событиях Второй Мировой войны? Важно, что сделать это удалось красиво и честно. К фильму есть, конечно, претензии, но они — лишь констатация наличия болезней роста. Сюжет несколько "задыхается" от обилия и богатства материала и формы. Возможно, это удастся преодолеть в продолжении, съемки которого уже вовсю идут. Хотя сам этот факт тоже противоречив — Миядзаки, как известно, сиквелов не снимает. Впрочем, при всей симпатии к "Первому отряду", на уровень великого кино мультик все же не претендует.
Борис Гришин, InterMedia