Verba - "Ток" ****
На первый взгляд, Verba — из числа проектов, которые все хвалят, но которые слушать невозможно. Чего стоит один только термин "пост-рок", которым принято обозначать музыку этой группы. Вы когда-нибудь видели ругательную рецензию на пост-роковый альбом? Вот именно. А больше пятисот человек на клубном концерте самых крутых пост-рокеров? Увы, этот жанр, как и несколько других, придуман не для простых слушателей, а для тех, кто считает себя сложными. Ну и, естественно, для критиков как самых ярких представителей этой формации. В случае с "Вербой" ситуация усугубляется еще и личностью лидера этой формации: на гитаре здесь играет Илья Зинин — известный пропагандист инди-музыки, талантливый журналист, промоутер и просто хороший человек. Такого ругать просто рука над клавиатурой не поднимется, даже если он совсем невразумительную пластинку запишет. К прослушиванию диска "Ток", попавшего в "союзовскую" посылку в виде нагрузки, я приступал, помня заповедь Юрия Айзеншписа: "Если Дима Билан не понравится, лучше вообще ничего не пишите".
Настроившись на 35 минут мутных звуковых эффектов и утешая себя тем, что хорошего человека Зинина другие коллеги с удовольствием расхвалят, я обнаружил, что первый трек — "On" - вполне оправдывает предстартовые прогнозы: это была не музыка, а сплошной звуковой эффект, причем исключительной мрачности. Возможно, таким образом "Верба" попыталась отсечь от пластинки случайных слушателей: дальше первой композиции по задумке музыкантов должны были продвинуться только "твердые искровцы". Но уже следующий трек почти волшебным образом изменяет ситуацию: появляются живые инструменты, позитивный настрой и даже — о чудо! — мелодия. Тут нужно сказать, что вся музыка "Вербы" сугубо инструментальная — с песнями группа имеет дело, только когда аккомпанирует солистке Fleur Ольге Пулатовой в их совместном проекте. "Пост-рок" - не более чем ярлык, прицепившийся к группе Зинина, играющей на самом деле более разнообразную музыку. Ключевой термин здесь — все-таки "музыка": ее у "Вербы" гораздо больше, чем можно ожидать от группы, на которую повесили табличку "Пост-рок". Под диск "Ток" оказалось возможно гонять в машине, помахивать частями тела в такт, а также входить в транс, куда же без этого. Разумеется, большинство номеров, будучи самодостаточными, одновременно просится в киношные саундтреки. "Cron", "Vetrosorium", "Step 1", "Over", "Pit", "Ток" вполне можно представить себе как в звуковых дорожках кинофильмов, так и в заставках телепрограмм о, например, науке или космосе. Что в "Вербе" осталось от пост-рока — так это чрезвычайная строгость звучания: гибрид этой старательной психоделичности и безуспешно скрываемой душевности и дает общий положительный результат.
Кстати, название альбома "Ток" не имеет отношения к электричеству, что подтверждает и горделиво восседающий на обложке тетерев. В недавнем интервью "Звукам.ру" Илья Зинин объяснил, что "слово "ток", помимо массы прочих нравящихся нам значений, означает еще и звуки, которые издают некоторые птицы во время брачных игр для привлечения особей противоположного пола. Все мальчики с гитарами, синтезаторами и барабанами, какими бы умными концепциями ни оперировали; с какими бы сложными выражениями лиц ни стояли на сцене; и какой бы глубины звуковые ландшафты ни создавали, в своем главном месседже мало чем отличаются от упомянутых выше птичек". Лучше и не скажешь. Надо бы спросить у Ильи, какие девушки слетаются на его пост-роковые токования — самые обычные или такие же сложные, как музыкальные критики?
Алексей Мажаев, InterMedia