"Шрек навсегда": трудно быть огром ***

Пресс-показ анимационной комедии "Шрек навсегда" ("Shrek Forever After", США, 2010, режиссер - Майк Митчелл) состоялся 17 мая в кинотеатре "Октябрь".
Завязка четвертой — и, как обещают создатели, последней — части "Шрека" отчасти напоминает начало третьего фильма франшизы. Тогда Шрек, ожидавший вместе с любимой женой Фионой рождения огрят, засомневался в том, что он готов стать отцом, запаниковал и навлек на свое зеленое туловище много захватывающих приключений, в финале которых вернулся в счастливое семейное гнездышко. В четвертой серии становится понятно, что паниковал он не зря: ежедневная семейная идиллия, вынос детишкиных памперсов и дружба домами с Ослом постепенно доводят огра до белого каления. Узнаваемая коллизия: мужику хочется лежать на диване в трениках с вытянутыми коленками, смотреть футбол, а по выходным надираться с друзьями, то есть, применительно к Шреку — принимать грязевые ванны, рыгать и пугать крестьян. В реальности же приходится служить объектом изучения туристов, прочищать по просьбам Фионы засоры в канализации и рычать на потеху крестьянским детям, да еще и препираться с женой. От такой жизни хочется убежать, хотя бы ненадолго — вот Шрек и подмахнул хитрый контракт, согласно которому день, который он проведет как "настоящий огр", он обменял на какой-то из дней своего детства.
В принципе, сразу становится ясно, к чему клонят сценаристы. Вопрос был только в том, через какие тернии пройдет Шрек, чтобы в очередной раз осознать, что в его жизни является главным. Осознание приходит даже раньше, чем ожидает зритель: вволю поплескавшись в грязи и попугав соседей, огр выясняет, что после сделки что-то пошло не так. Оказывается, в обмен на "день свободы" он отдал коварному Румпельштильцхену день своего рождения. В результате в положенный день Шрек не родился вовсе, и весь ход истории изменился. Теперь Тридевятое королевство — это "мир, о котором я не знала до тебя": здесь правят похожий на визажиста Румпельштильцхен, его гигантская гусыня Фифи и подручные ведьмы, на огров идет охота, а Шрека не узнают ни Фиона, ни Осел, ни Кот в сапогах. Чтобы вернуть вдруг ставшее таким необходимым семейное счастье, огру нужно сильно постараться. Причем быстро, ибо, когда кончится выменянный день, Шрек исчезнет, если не сможет выполнить условие расторжения контракта…
Такой фабулы вполне достаточно для создания феерического зрелища, однако сценаристам, похоже, поднадоело зеленое чудище, и их запала хватило только на то, чтобы уровень четвертой части по возможности не сильно отличался от предыдущих. Здесь не так уж много уморительных гэгов, и большинство из них намекают на шутки, звучавшие в первых трех картинах. В альтернативной Тридевятой реальности есть несколько удачных находок — так, правление Румпельштильцхена являет собой нечто среднее между балом у князя тьмы и гламурной вечеринкой эпохи высоких цен на углеводороды, домохозяйка Фиона великолепна в образе главы движения сопротивления огров, а Кот разъелся до такой степени, что перестал влезать в сапоги. Все это очень мило, и для победы над злом героям, как обычно, потребуется крепкий коктейль из мужества и самопожертвования, однако дух у зрителя почти не захватывает, да и от шуток он вряд ли свалится под кресло. Прощание со "Шреком" вышло немного смазанным — возможно, в силу своей необязательности. Объективных сюжетных причин закрывать "эпопею" нет — но, видимо, она действительно просто надоела своим авторам.
Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости