Олег Нестеров: "Мы молчали 14 лет, а наше скромное место никто не занял и даже не захотел туда пойти"
"Скорее как продюсера, но, может, пара моих песен зацепится. Не думаю, что будут помнить легкие песни. Судя по всему, запоминаются как раз не победители хит-парадов и не то, что нравится современникам. Возьмите любую эпоху и любых музыкантов — то, что нравилось современникам Моцарта, и то, что нравится его потомкам (то есть нам с вами) - это совсем разные вещи. Я был бы рад, если бы парочка моих песен пережила меня, чтобы мои дети-внуки-правнуки и кто-то еще вспоминали и пели их. Насчет того, будут ли помнить меня в качестве продюсера, то, наверное, только очень узкие специалисты и энциклопедисты, если писать диссертации, как создавалась музыка в нашей сегодняшней России, кто был вовлечен в процесс, кто за что отвечал и у кого что получалось".
(О ТВОРЧЕСКИХ МЕХАНИЗМАХ)
"Я человек, который пишет музыку, в то же время один раз у меня был писательский опыт, я написал роман про Берлин 1938 года. Работая над романом, я понял, что все творческие механизмы устроены примерно одинаково — сочиняет ли человек музыку, разгадывает теорему или пишет роман. Отличается только количество посредников на пути темы, ушей или сердца читателя или слушателя. Если у писателя посредниками выступают лишь пальцы и кнопки лэптопа или сломавшийся карандаш, в крайнем случае, мутное зеркало разума, в котором преломляется эта тема, потому что ему это приходит в сердце, то у человека, который пишет музыку, таких посредников значительно больше — это ноты, нотный стан, темперация, партитура, дирижер. Когда в оркестре 150 человек, среди которых есть и хорошие, и не очень хорошие, плохие и не очень плохие музыканты, получается, что кто-то здесь немного наврал, кто-то там немного неточно сыграл. А есть еще звукорежиссер, которому надо записать эту игру на смешные микрофончики и заставить поверить сотни миллионов слушателей, что это действительно звучит музыка, хотя любая из записей - это в большой степени обман и надувательство. На выходе композитор часто не узнает то, что когда-то пришло к нему в сердце. То есть количество посредников несопоставимо у тех, кто пишет текст и тех, кто пишет музыку".
(О МОСКВЕ)
"Однажды я вышел на Тверскую, это было летом, светило солнышко, вокруг шли красивые девушки, и понял, что я этот город не люблю! Понял и ужаснулся. Я испугался - я же певец большого города, у меня и ансамбль называется "Мегаполис", мы всегда были созвучны городу, мы его любили, с этим городом меня всегда многое связывало. А тут раз - такое ощущение, как будто заноза в сердце — не люблю, не мое. Это произошло в одночасье, как у девушки в сердце кольнет "Не люблю его!". Когда я начал анализировать, почему и каким образом это все изменилось, я просто понял, что мне здесь будет очень сложно написать хотя бы одну песню. Москва за эти годы стала в меньшей степени моим городом. Это город, не сумевший переварить мощнейший поток. Любая столица мира тем и хороша, что она перемалывает и переваривает людской поток, эту хорошую пассионарную людскую составляющую, которая приезжает в столицу и делится своим. Тем не менее, столица остается столицей, она меняется, но ее традиции остаются и приумножаются. Москва, на мой взгляд, существенно потеряла, она не смогла переварить в одночасье то, что с ней произошло. Отчасти поэтому, может, я понял, что Москва стала не моим городом. Москва, по моим ощущениям, тяжела для творческого процесса, потому что она очень легко срывает защитные клапаны. Один наш гениальный современник написал, что голову можно сравнить со стаканчиком, и для того, чтобы в голову что-то пришло, нужно, чтобы он был пуст. Наш стаканчик всегда полон делами, делишками, даже если у вас ничего в жизни не происходит, то в водовороте московской жизни ваш стаканчик будет всегда полон, и ваши защитные клапаны, которые вы выставляете для того, чтобы хоть на какое-то мгновение этот стаканчик опустел, чтобы принять что-то, последние 4-5 лет Москва остервенело срезает и без труда проникает в человеческие головы. Представьте себе стакан с водой и бутылку хорошего французского вина. Как бы вы ни умудрялись лить в этот стакан вино, там все равно будет бурда. Вот то, что происходит, это будни москвичей. Просто нужно вылить воду, чтобы принять божественный нектар. В довершение могу сказать, что так было несколько лет назад, но после этого у меня еще был опыт и я все-таки написал в Москве песню и не одну. И ощутил этот город вновь родным. Мне кажется, что это всего-навсего этап в моей личной жизни".
(О НОВОМ АЛЬБОМЕ "МЕГАПОЛИСА")
"Один наш поклонник из Новосибирска с многолетним стажем, когда ознакомился с альбомом, сказал, что "Мегаполис", с его точки зрения, в новом альбоме вернулся к своим корням, с первой же ноты "Мегаполис" будет узнаваем. Но это "Мегаполис", который 14 лет молчал, был в кругосветном плавании: мы не видели земли, мы общались только с волнами, солнцем и чайками, а когда зашли в порт, земля жгла нам пятки, и с этим ощущением мы записали свой альбом. Ощущение, о котором я честно говорю, касаясь последнего альбома - "как в последний раз", потому что, кто знает… Если писать с таким интервалом - раз в 14 лет - у любого артиста альбом может быть по разным причинам последним. Это нас не пугало, а, наоборот, вдохновляло. Записывая свои песни как в последний раз, мы не врали ни себе, ни песням, и старались не соврать ни в единой ноте или слове. Сейчас у меня лично задача поменьше говорить и дать песням самим выразиться, сказать о себе, заявить. Я не очень хочу "ухаживать" за песнями. Они сформировались в совершенно другом организме "Мегаполиса" 2010 года, у них очень хорошая иммунная система и помогать им не нужно. Тем не менее, есть песни, которые с новым материалом созвучны, и мы специально выбрали их для своего концертного сета. Мы впервые представим новый альбом 19 мая в клубе "16 тонн". Вначале мы сыграем альбом целиком, потом сыграем и старые песни, и они будут выбраны не по принципу "лучшие и любимые только для вас", не по их хитовости. Критерий будет только один — их будет интересно играть сейчас, они очень хорошо микшируются с теми песнями, которые у нас только что появились. Это будут песни не только с нашего последнего альбома "Гроза в деревне", который вышел 14 лет назад, а с разных альбомов".
(О МАШЕ МАКАРОВОЙ)
"Только час назад она прислала мне sms-ку. Она записала удивительнейшую новую песню - очень светлую, мелодичную. Наверняка, скоро мы все ее услышим. Я помню такую Машу в 1997-м году, когда она только-только приехала из Краснодара, это очень дорогое воспоминание. Машу я очень люблю, она мне как сестра. Для меня важно просто знать, что она где-то рядом в Москве и с ней все хорошо. Ее окружают прекрасные люди (я имею в виду ее "медведей"). Такие встречи, которая произошла у них, очень редки, и я не устаю им говорить: "Ребята, вы встретились, берегите друг друга и не расставайтесь уже никогда". Что касается того, как я отношусь к ее постcнегиревскому творчеству — у любого человека есть жизненные волны, то вверх, то вниз, то вперед, то назад. В жизни творческого человека эти волны, естественно, покруче. То, что слышит артист, другой просто заглушит повседневными делами и не будет об этом думать. Артист и автор существо очень ранимое. У Маши был такой тяжелый период, когда она тоже искала свою жизненную правду, ей тоже не очень хотелось быть винтиком шоу-бизнеса, играть в эту игру, подчиняться этим законам. Ей хотелось идти вперед, двигаться дальше, и она всерьез тогда не понимала, для чего, собственно, она рождена — быть певицей или преподавать историю. Время показало, что все-таки она рождена для того, чтобы писать и петь свои песни, выступать на сцене. Прошло время, и все встало на свои места. Если человеку дается талант, то редко бывает так, что человек может совсем убить, отсечь и заглушить его, забыть о нем. Чаще бывает, что талант сопровождает человека всю его жизнь. Маша такая же талантливая, мы будем ею восторгаться, как когда-то 10 лет назад, попомните мое слово".
(О СВОИХ КУЛИНАРНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЯХ)
"У меня изменилось утреннее питание — теперь это не мюсли, теперь это творог с молоком и каким-нибудь малиновым или яблочным вареньем. Обед может быть любым, главное не поздним, а что касается ужина, то количество салатов с зеленью безгранично. Путешествуя, из всех кухонь мира набираешь себе какой-то опыт. Вообще, я очень люблю сыры. А что касается вина, то последние полгода неплохо идет французское, я начинаю в нем разбираться".
(О НИШЕ "МЕГАПОЛИСА")
"Мы молчали 14 лет, и наше скромное место никто не занял и даже не захотел туда пойти. По всей видимости, это действительно только наше место, только мы там и будем жить и существовать. Но хочу сказать, что и "Маша и медведи", и Найк Борзов, и "Ундервуд", и последний артист, которым мы занимаемся, Варя Демидова из города Пермь — все они в каком-то глубинном смысле коррелируют с "Мегаполисом". Именно поэтому мы были вместе и записывали какие-то альбомы".
(О "КАПЕЛЛЕ БЕРЛИНСКИХ ПОЧТАЛЬОНОВ")
"Капелла берлинских почтальонов" — мой сольный проект вместе с прекрасными молодыми людьми. Феномен почтальонских танцкапелл в Берлине описан мною неоднократно в интервью и в моем ЖЖ. Эти довоенные немецкие шлягеры, которые я по большей части перевел на русский язык, стали родными и любыми, от этих песен (и от просмотра нашей программы в стиле современного кабаре) такое ощущение, как будто давно знаешь и любишь их, но ни разу не слышал. Эти песни "выпрыгнули" из моего романа "Юбка", когда я пять лет изучал тему, входил в этот довоенный берлинский бэкграунд. Естественно, я не мог не столкнуться с музыкой, которая там звучала и была популярна. Она оказалась весьма интересной, и я этими песнями заболел. Но они абсолютно не известны ни нам, ни всему миру, потому что эти 12 черных лет совершенно справедливо вычеркнуты из мировой истории. Но песни ни в чем не виноваты, они о любви, они прекрасны. Я выбрал самые лучшие, перевел на русский язык, так возник этот проект, с которым мы часто выступаем в Москве. Последнее выступление было на двадцатилетие падения Берлинской стены в ноябре прошлого года. Сейчас, я думаю, мы будем чаще выступать".
(РАССЧИТЫВАЕТ ЛИ НА КОММЕРЧЕСКИЙ УСПЕХ НОВОГО АЛЬБОМА)
"Об этом, говорю честно и откровенно, в данной ситуации задумываешься в последнюю очередь. Записать этот альбом было жизненной необходимостью. Просчеты и расчеты, таблицы и так далее — это не методы и не стиль моей работы. Я всегда полагаюсь на интуицию, а там - либо успех, либо не успех. Что касается нашего альбома, то это как в дореволюционной крестьянской семье - 12 душ родилось, кто перезимует, кто не перезимует - бог дал, бог взял. Песни вышли, полюбят ли их, не полюбят, забудут, не забудут, когда их распробуют — этой весной или через 10 лет, как песню "Где цветы", меня мало волнует. Для меня важно, что мы просто-напросто сумели сделать записать этот альбом. Хочу сказать, что при всей нашей нацеленности сделать это было не так просто".
(О НЕЗАВИСИМОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ СЦЕНЕ)
"Эта музыкальная сцена сейчас крайне независима, крайне актуальна и приводит меня в состояние прямо-таки глубочайшего оптимизма. Бесперспективность отживающей музыкальной индустрии и бесперспективность вообще дает перспективу в плане творчества. Когда артист перестает думать, для чего я это делаю, по крайней мере, задает этот вопрос как можно позже, у него есть шанс сделать что-то настоящее. В последний год я все больше и больше радуюсь, когда в поле моего зрения попадают молодые артисты. Так было когда-то в начале 1980-х, когда подпольная музыка в Москве была абсолютно бесперспективна, но это была соль нашей жизни".
(О ПЕРСПЕКТИВАХ УЧАСТИЯ В ПОЛИТИКЕ)
"Каждому свое, каждый решает по-своему, главное - правильно определить свою жизненную миссию. Определив ее, ты уже можешь двигаться теми путями, какие ты самостоятельно для себя определяешь. Политические партии и так далее - это совсем не мой путь, я больше вреда всем принесу".
(ОБ АУДИОПИРАТСТВЕ)
"Никаких мер не предпринимаю. В современном информационном обществе основная беда в другом, не в отсутствии информации, а в ее обилии. И победит тот, кто сумеет организовать ее потребление. Пройдет совсем немного времени, и при таком бесконтрольном потреблении информации (в том числе и музыки) мир превратится в гигантский шведский стол в трехзвездочном отеле — здесь селедка, здесь барашек, 17 поваров в колпаках, туча народа с тарелками ходит, а счастья нет. За угол вышел, сел в маленькую таверну, заказал рыбку, сидишь с девушкой и на закат смотришь - счастье в этом. Потребитель будущего будет говорить, что он хочет слушать то, что любит, но о чем не имеет ни малейшего представления. Будет точная фокусировка на каждого человека, предоставление ему собственной программы и исполнение его музыкальных желаний. Я только приветствую бесконтрольное прослушивание моей музыки в интернете, а как она будет скачиваться (правдами или не правдами) - это личное дело каждого. Пока жизненный опыт подсказывает, что те, кто музыку по-настоящему любит, и кто мог бы ее купить, он ее и так купит. Это лишний повод понравиться. Как девушка завоевывает сердце мужчины? Для того, чтобы окончательно завоевать мужчину и пойти под венец, нужно пойти с ним в кино, поехать куда-нибудь отдохнуть, и тогда вопрос решится. А без кино и отпуска будет ли свадьба? Поэтому, чтобы свадьба была, чтобы понравиться, нужно, чтобы качали и слушали, а потом пошли на концерт. Концерт всегда был главной капитализацией в России, поэтому наша музыкальная индустрия меньше пострадала из-за всеобщего кризиса носителей, чем мировая. Пиратство у нас было всегда, а в основном деньги были с концертов. Так и сейчас".
(КУДА ДВИЖЕТСЯ НАША ЭСТРАДА)
"Американская модель шоу-бизнеса немного переориентировалась за последние пять лет. Говоря по-простому, наша эстрада точно движется не в сторону американской. В нашей песенной традиции все-таки гораздо больше влияния европейского шлягера, нежели англо-американской музыки".
(Lenta.ru, 17.05.10)