Александр Ф.Скляр — "Песни моряков, часть 2" **
В соответствии с благоприобретенной традицией давать интервью не просто так, а "по поводу", многочисленные апрельские сеансы связи Александра Ф.Скляра с прессой были приурочены к выходу второй части "Песен моряков". Скляр — интереснейший собеседник, с ним можно общаться на абсолютно разные темы, но… все прочитанные мною за последние недели интервью начинались с обсуждения нового альбома. Потом разговоры выруливали на более интересные направления, Скляр был в ударе и много чего любопытного сообщил. Таким образом, тема альбома выступила в роли постылой обязательной программы, а все остальное оказалось вдохновенной произвольной. В ответах о "Песнях моряков" Александр Ф. был непривычно односложен, раз за разом объясняя, что с выпуском первой части "Песен моряков" он понял, что тема не закрыта: пришлось записывать продолжение, причем вместо композиций своего авторства в пластинку он включил кавер-версии чужих произведений о морях, моряках и портах.
Рассуждения о "нераскрытой теме" неспроста звучали так неубедительно. Можно ведь было и по-другому сформулировать: творческий кризис. Такие формулировки поневоле приходят на ум после прослушивания альбома. Продолжение концептуальной работы на деле оборачивается возвращением к старой шансонной истории "Боцмана и Бродяги" - даже "Я милого узнаю по походке" опять вошла в трек-лист. Кроме того, Скляр записал "В Кейптаунском порту", "Теплоход", "Мишку-одессита", "Девушку из Нагасаки", несколько относительно тематически подходящих песен Евгения Головина и т.д. Спору нет, что Александр Феликсович очень убедителен в воспроизведении чуть порочной просоленной романтики, которой должны быть пронизаны песни моряков. Однако сколько же можно эксплуатировать одну и ту же интонацию? И дворовые, и полублатные, и авторские произведения Скляр пропевает в собственной узнаваемой манере, которая, к сожалению, не подвержена никаким изменениям. Когда в своих сольных работах он развивал различные концепции, было по крайней мере интересно наблюдать за ходом поэтической игры и степенью пресловутого "раскрытия темы". Какую пищу для души дает сборник околошансонных "старых песен о главном", спетых и аранжированных в максимальной степени предсказуемо? Представьте, что в приморской таверне дает тематический концерт Александр Ф.Скляр с сопровождающим составом. ВсЈ! Слушать этот альбом вам теперь не надо: если представили, считайте, что вы его уже послушали.
Самое печальное, что невинной жертвой столь малоубедительного сольного высказывания стала закрытая Скляром группа "Ва-банкъ". Роспуск "Ва-банка" тоже сопровождался объяснениями о том, что надо идти дальше, что группа стала неким тормозом на пути творческого поиска лидера. Ну не знаю, "Ва-банкъ" умел играть жестко, плотно и драйвово, и раздумчивый баритон шефа иногда вступал в противоречие с инструментальной энергетикой. Теперь Скляр шансонье, ему откровенно по-кабацки аккомпанируют Рушан Аюпов, Александр Белоносов и Антон Хабибулин — и найти во второй части "Песен моряков" творческий поиск можно, только если насильно убедить себя в том, что он там есть. А вообще-то, когда слушаешь пластинку, кажется, что весь поиск свелся к натужному повторению приемов, которые когда-то приносили успех. Если дальнейшие творческие изыскания Александра Ф.Скляра продолжатся в том же духе, не удивлюсь, если они доведут его до дуэтов с Михаилом Шуфутинским.
Алексей Мажаев, InterMedia