"Мегаполис" - "Супертанго" ****
В 1996 году группа "Мегаполис" выпустила альбом "Гроза в деревне" - и совершенно не собиралась замолкать на 14 лет. ВсЈ само собой получилось: опустошенные "Грозой", музыканты положились на естественный ход вещей. В новой системе координат Олега Нестерова долго не находилось места понятию "альбом "Мегаполиса". Зато там обреталось много чего другого, не менее замечательного. Маша Макарова, Найк Борзов, Евгений Гришковец, лейбл "Снегири", подлейблы "Снегирей", Капелла берлинских почтальонов, роман "Юбка"… Творчество Нестерова — одного из самых доброжелательных людей и интересных собеседников в нашем, хм, шоу-бизнесе — явственно присутствовало во всем этом, разве что не в форме песен "Мегаполиса". Даже в самого незаметного лаунжмейкера с саблейбла "Легкие" он вкладывал столько души и публичных добрых слов, что порой казалось, будто Олег Анатольевич сам пишет музыку за всех своих подопечных. В январе он признался мне, что не помнит годы с 2004-й по 2007-й, а потом повторил это еще в нескольких интервью. Работая в хорватской глуши над книгой "Юбка", он вместе с романом родил обратно и свой "Мегаполис": Нестеров понял, что сейчас ему нужно заниматься в первую очередь творчеством и только потом продюсированием, после чего очередная балканская командировка была посвящена написанию песен для этого альбома.
Вернуться с новой пластинкой спустя 14 лет — это вам не фунт изюма: Олег Нестеров старательно подчеркивает мысль, что в его возрасте каждый диск может стать последним ("по разным причинам", добавляет он). "Супертанго" никак не могло стать просто очередным альбомом "Мегаполиса", хотя в справочных дискографиях оно и займет следующую строчку после "Грозы в деревне". Группе требовалось мощное и внятное высказывание — и она его сделала. Собственно, невозможно представить лучшего спикера на тему новой пластинки, чем сам Олег Нестеров. И он уже подробнейшим образом и на разных площадках рассказал о "Супертанго" если не все, то очень многое. Попытки переговорить автора диска и найти в пластинке смыслы, о которых не подозревал ее создатель, представляются мне бесперспективными для рецензента. Поэтому далее мы будем писать не о величественном возвращении, а о хороших песнях, которыми наполнено "Супертанго".
Несмотря на сопутствующие альбому задумчивые подробности и печальные пророчества, первый же трек (заглавный) сообщает следующую важнейшую вещь: "Мегаполис", этот настоящий московский ансамбль, по-прежнему помещает слушателя в комфортную звуковую среду. В новой пластинке не много развлекательных песен, и автор большинства текстов Александр Бараш (который за время молчания группы заметно уступил в известности своему коллеге и "тезке" из мультсериала "Смешарики") настойчиво пишет "о вечном", однако голос Олега Нестерова по-прежнему внушает позитив и спокойствие. "Мегаполис" не без удовольствия поиграл в почти готический мрак в "Dark Waltz", нагнал психоделии в "Одиночке" и практически уподобился бормочущему Гришковцу в "Посвящении Денису Силку" - но на диске полно и очень светлых (иногда вопреки текстам) композиций: "Супертанго", "Мария Египетская", "Ангел", "Наступает январь", "Один одна". Хитов, пожалуй, нет, но много красивых мелодий, точных аранжировок и узнаваемых, что важно для старых поклонников, интонаций. Альбом более чем адекватен в качестве концептуальной миссии по прорыву заговора молчания — при этом от неброских песен с него запросто можно (и нужно) получать удовольствие просто так, по отдельности и вне концепций.
Алексей Мажаев, InterMedia