Пелагея — "Тропы" ****

"Союз". Релиз двойного диска состоялся в апреле.
Не каждый вундеркинд становится Евгением Кисиным, поэтому за карьерой талантливой сибирской девочки Пелагеи Хановой я следил с некоторой настороженностью. С информации о том, что в детстве тяготеющая к фолку певица с успехом выступала перед тогдашними президентами России, Франции и США, до сих пор начинается любая статья про Пелагею, но это обстоятельство слишком долгое время оставалось самым ярким событием в ее биографии. Когда девочка подросла, ее мама и продюсер Светлана Ханова поняла, что нужны и другие информационные поводы. Но они поначалу не выглядели очень убедительными. Пелагея попала в обойму "Нашего радио", неожиданно расширившего формат в сторону этно-музыки: сначала с кавер-версией Янкиной песни, а потом и со своими. Долгожданный дебютный альбом был снабжен несколько претенциозным заголовком "Девушкины песни" и являл собой образец певческого портфолио: Пелагея технично работала в разных жанрах от этники до классики, но, видимо, на тот момент и сама не знала, на каком стиле остановиться. Это был типичный альбом отличницы, привыкшей к похвалам и проверенными методами старающейся их заслужить. А вот "Тропы" оказались более зрелой и осмысленной пластинкой — комплекс вундеркинда, похоже, изжит.
К слову, двойной диск может послужить ярким аргументом в споре, зачем в век интернета нужны физические носители. Почти полгода назад "Тропы" в "секвестированном" виде были выложены в сеть. Сайт, помнится, то и дело подвисал, и прослушивание новой работы Пелагеи превратилось в крайне мучительное занятие. То ли дело — прекрасно оформленное издание с двумя буклетами и текстами песен внутри. На CD представлена полная версия альбома общим звучанием более ста минут. В таком антураже сетевой набор песен превращается в полноценное высказывание, переводящее Пелагею из разряда вечных вундеркиндов в категорию интересных молодых артистов.
Фолковые корни не забыты: в "Тропах" представлены Полины прочтения русских народных композиций "Колечко", "Голубушка", "Пташечка", "Былинка", "Гаю-Гаю", казачьи песни "Снежочки" и "При лужку", причем "классика" порой вдохновляет музыкантов на весьма вольные аранжировки. В "Голубушке" слышится лаунжевый аккомпанемент, народный романс "Розы" превращен в легковесный эстрадный шансон, а "Старики" топчутся на поле подзабытых "Ивана Купалы", хотя и менее тяжеловесно. Пелагея вообще старается не впадать в аутентичный "загруз" народных плачей, хотя демонстрирует и свои прекрасные вокальные данные, и актерские способности. Еще на диске есть сделанный, видимо, как потенциальный радиохит "Ой, да не вечер", объединивший эту народную песню с "Hotel California", но наиболее замечательными оказались номера, сочиненные специально для Пелагеи. Автором музыки стал гитарист группы "Пелагея" Павел Дешура, тексты написала Светлана Ханова. Вместе с солисткой они демонстрируют, что на этническую основу можно нанизать любые привлекательные жанры. Почти инструментальная "Прелюдия", посвященная памяти Андрея Петрова, - качественная киномузыка, "Оборотень-Князь" и "Полночный всадник" - смелое путешествие в мелодическую епархию группы "Мельница" и почти хард-роковую тематику текстов, "Мамина боссанова" - соответственно, боссанова, а в "Деревне" юмористическое вступление переходит в очень красивый задумчивый бард-рок. Авторы также ловко стилизуют свои вещи под народные ("Омут", "Тропы"), казачьи ("Степь") и романсы ("Фиолетовые сны"). В "Мамке" Дешура и Ханова исключительно точно воспроизводят все то, что обычно пугает нас в народной песне — плачевую взвинченность и истеричность, - причем так входят в роль, что эта песня запоминается сильнее прочих. Колыбельная "Дрема" - красивая, но немного сложноватая для повседневного использования: зато у Пелагеи уже есть, что петь будущим детям. Вообще же в этой эклектике, в отличие от "Девушкиных песен", нет натужности: сегодняшний репертуар кажется абсолютно естественным для талантливой певицы и подтверждает, что ее особый путь на сцене выбран осознанно и правильно.
Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости