Сборник "Машинопись. Трибьют. "Машина времени 1969-2009" ***
Трибьют вышел к 40-летию "Машины времени" в декабре прошлого года (рецензия на первоначальную версию — см. МУЗЫКА от 27.01.10), а в апреле реализовано "тройное" издание, куда, по сообщению выпускающего лейбла, вошли треки, не уместившиеся в "двойник". На самом деле все оказалось не совсем так. Третий диск, из-за которого пришлось отказаться от буклета, вполовину короче первых двух и более чем на 50 процентов состоит из странноватых ремиксов: такие обработки собственных песен Андрею Макаревичу, вообще-то очень лояльно отнесшегося к перепевкам для трибьюта, надо думать, могли присниться только в страшном сне. "Не поместившиеся" в первое издание, но желающие выразить респект "Машине времени", частично представлены на третьем диске, а частично вписаны в первые два. При этом кое-что из декабрьской версии в апрельскую не вошло. Если против усекновения одиозных номеров от "Алисы" и Александра Градского слушатель вряд ли что-то будет иметь, то исчезновение "Агаты Кристи", скрестившей "Он был старше ее" со "Stairway To Heaven", заметно обедняет издание.
Но обратимся к работам новичков. "После 11" взялись за героический "Поворот" и сделали его достойно, продемонстрировав вместо молодецкой удали оригинала молодецкую же упрямую угрюмость. Эту же песню обработал "Мордор" - в индустриально-нойзовой аранжировке и с карикатурным вокалом песня выглядит юмористическим номером. "Самое большое простое число" не оставило плавника на плавнике от "Рыбки в банке", доказав, что пускать Кирилла Иванова в приличное общество пока еще рано — его специфический взгляд на жизнь более уместен в хипстерских резервациях. Версия "Города 312" "За тех, кто в море" уже входила в один из альбомов экс-бишкекцев и сейчас — в столь же неудачном виде — попала на переиздание "Машинописи": Ая с компанией исполнили хит Макаревича в каком-то слишком ресторанном духе, не вкладывая в песню эмоций, которые здесь необходимы. Удивить сумел Вячеслав Бутусов с песней "Ты или я": его невозможно узнать — вероятно, при помощи неких технических ухищрений он поет гораздо выше, чем обычно, к тому же однажды переходит на английский, и только угадываемые интонации позволяют отличить его от какого-нибудь брит-попового юноши. Сергей Бабкин с треком "Пой" оказался в своем репертуаре: тот, кто не переключит номер, услышав в его начале мрачный бубнеж, будет вознагражден умением экс-участника "Пятницы" сковывать слушателя по рукам и ногам, вводя его в тяжелый, долго не отпускающий транс. Ну а про ремиксы лишний раз и поминать не хочется, особенно если к ночи.
Замечу, что вместе с новинками я еще пару раз переслушал все остальное, и в рамках этого процесса выявились версии, которые достойны того, чтобы зажить своей жизнью, отдельной от праздничных поводов "Машины времени" и контекста их создания. Это "Ты или я", которая усилиями Сергея Мазаева обрела наконец заложенную в ней томную блюзовую липкость, которую никогда не решался или не мог воспроизвести автор. Это "Свеча" от "Уматурман", "Музыка под снегом" "Високосного года" и "Свеча" "Группы Грим" - вроде бы тщательно подражая оригиналам, они сумели вложить в песни и что-то свое, потаенное. Кроме того, это "Она идет по жизни смеясь" с балканским приветом от Петра Налича и совершенно невероятная версия "Звезды не ездят в метро" от группы "Бумбокс", которая вычитает из оригинала мудрую вальяжность, зато плюсует к нему мелодичность и надрыв.
Алексей Мажаев, InterMedia