"Радио Чача" - "Live Slow. Die Old" ****
С обложки смотрит дедок восточного типа, чем-то (возможно, бородой) напоминающий старика Хоттабыча. Присмотревшись, в старце можно узнать Александра "Чачу" Иванова собственной персоной, только в образе героя песни "2030": "В 2030-м году мне стукнет 62. Станет совсем седой голова, но на пенсию я не уйду. Буду на сцену сыпать песок и в микрофон, задыхаясь, кряхтеть, что, дескать, жив настоящий панк-рок, а попса должна умереть. И зал будет петь: "20 лет назад ты был реально крут! Но драйва и отрыва нет, тебя на богадельне ждут". К тому же кавер-образ иллюстрирует название пластинки — "антипанковский" лозунг "Живи медленно. Умри старым".
Когда лет сто назад мы договаривались с Чачей за какой-то надобностью встретиться в метро, он счел нужным описать свой внешний облик. Сформулировано это было так: "У меня в правом ухе серьга, но я не пидор". Подобная резкость и точность в высказываниях и умение ловко расставить точки над i в принципе всегда соответствовали и творческому методу Александра Иванова. Отправив "Наив", отклонившийся, по его мнению, с панк-пути в сторону классического рок-н-ролла, в бессрочный отпуск, Чача открыл новый проект, куда более борзый и сконцентрированный. А как же "Наив"? Ответ на волнующий многих вопрос Иванов дает в первой же песне "Когда вернется "Наив": мол, не знаю пока, но вот моя новая группа, послушайте-ка ее. С той же подкупающей откровенностью Чача режет правду-матку и в остальных треках: на фоне "Радио Чачи" поздний "Наив" действительно начинает казаться слишком заматеревшим и обрюзгшим. Новобранцы во главе со своим вынувшим серьгу из правого уха лидером рубятся так, что группа "Рубль" должна заплакать и убежать со сцены. Кроме бодрящей энергии и бьющих в цель мелодий, "Радио Чача" предлагает жесткие и остроумные тексты, к созданию которых приложил руку вездесущий Иван "Нойз МС" Алексеев. Было искушение сравнить, чьи стихи оказались смелее и удачнее, но выяснилось, что на текстуальном поприще здесь отличились оба - и Александр Иванов, и Иван Алексеев. В альбоме всего десять песен, и абсолютное большинство из них нельзя отнести к проходным. 41-летний Чача активно затрагивает тему возраста и взросления ("2030" и "Arrested Development"), но, несмотря на самокритичные строки, делом доказывает, что о пенсии ему задумываться рано. "Влюбленный металлист", уже ставший радиохитом, запоминается музыкой Дэвида Эрлиха и кучей издевательских строк от Нойза: "Без тебя я, как "Ария" без Кипелова. Без Кипелова! Без Кипелова!"; "Сниму с тебя косуху и включу группу Kiss, ведь я влюбленный металлист", "И плачу вечерами под баллады Judas Priest, ведь я несчастный металлист". Не менее иронично любовная тема разыграна в треке "Вон из дома".
Кроме того, Чача с Нойзом не обошлись без громких политических высказываний, которые никогда не были коньком "Наива" и которые потихоньку опять входят в репертуар музыкальных героев. "Радио Чача" по-панковски отвязно, хотя при этом беспощадно и остроумно. "Давай нарисуем плакаты с бессвязными наборами букв и с ними выйдем на площадь (Тяньаньмэнь). Вести себя станем, как стадо, будем прятаться друг за другом, пока водометы полощут… У-К-Р-Ф-Т-Л-Т-Н-Б-М-Г У-В-Д-Г-В-Н-О-П-З-Д-Ц-Е! Потом, потирая ушибы, рассказывать будем в отделе, что мы в виду ничего не имели, что мы довольны режимом, что нам отлично живется, а это был просто выброс эмоций" ("Плакаты"). В песне "Прокурор — медведь (закон - тайга)", кажущейся сначала неким абстрактным протестом, Иванов вдруг заявляет: "Кто-то из них двоих будет теперь всегда, и уже все равно, против ты или да". Поди выскажись точнее, а еще там поется про "углеводородную демократию". В "Васе" "Радио Чача" энергично подытоживает: "Я знаю, будет страшно, я знаю, будет жесть, пока такие люди в стране советской есть, пока они у власти, дороги нет - конец". Ну что же — спасибо руководству страны за то, что нам опять стало интересно слушать рок-мэтров. По крайней мере, некоторых. Чача великолепен в роли веселого и настойчивого будильника, противодействующего государственному углеводородному гипнозу.
Алексей Мажаев, InterMedia