Карен Шахназаров: "Торжество "желтого тельца" ни к чему хорошему в культуре не ведет"

(О "КИНОТАВРЕ")
"Кинотавр" вырастал на моих глазах и стал лучшим фестивалем в России. Но сказать, что есть какие-то особые ожидания от конкурса, я не могу".
(О БУДУЩЕМ "МОСФИЛЬМА")
"Пока не происходит ничего. У нас большинство павильонов загружено, но это телепродукция. А кино встало из-за отсутствия финансирования".
(МОЖЕТ ЛИ "МОСФИЛЬМ" СКОНЧАТЬСЯ)
"В принципе - да, может. Наверное, все-таки не скончается: "Мосфильм" работает, индустрия пока сохраняется, но - за счет телепроектов. А киноиндустрии ущерб возможен очень серьезный. Все, что с трудом удалось восстановить, может быть разрушено".
(О ФОНДЕ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКОГО КИНО)
"Когда эта идея появилась, было понятно, что уже все решено. Ну, решили - пробуйте. Но никто не понимает, как все это будет работать. Там уже появились и здание, и своя бюрократия - все начинает напоминать прежнее Госкино. Вообще, я-то убежден, что надо вернуться к прежней системе кинопроизводства - она была эффективна. У нее были минусы: цензура, централизация, отсутствие рыночных механизмов. Но в основе она была правильной и позволила создать мощную киноиндустрию. Я - рыночник, возможно, в большей степени, чем кто-либо в кино: "Мосфильм" единственный, кто существует не на бюджетные деньги. Но я признаю: та система работала! Ее и надо генерировать. Со всеми механизмами: главный редактор, редколлегия, контрольные органы: как расходуется бюджет. Сейчас деньги получают - но технологию не соблюдают: экономят, пренебрегая всеми правилами. Советское время, как ни странно, было либеральнее: приняли сценарий - есть с кем поговорить. Предлагали что-то убрать, но принимали. А сейчас сценарий отвергли - и спросить не у кого".
(О ЦЕНЗУРЕ)
"Они были бездарны, их справедливо не выпускали на экран. И редактура, конечно, необходима. У нас любят мечтать: как бы построить свой Голливуд! Но в Голливуде редактура - важное звено. Там дотягивают сценарий, считают, что без добротного сценария нет фильма".
(О ПОТЕРЯХ РОССИЙСКОГО КИНО)
"Нет детского, комедийного, музыкального кино. Их и не будет при нынешней системе. В советском кино был определен план в 15 детских картин - как хотите, но делайте! Из 15-ти десять были плохими, но пять получались, а две вообще - шедевры. Я сам прошел через это. Сказали: хочешь снимать - есть в плане музыкальная комедия, работай! И мы с Сашей Бородянским придумали фильм "Мы из джаза". Тот же Голливуд: им же не нужны сплошь боевики или сплошь триллеры - они планируют комедии, мюзиклы, драмы. Пока нет планирования, не будет у нас детского кино! Еще раз повторяю: нужно вернуться к советской модели киноиндустрии".
(ОБ ИДЕОЛОГИИ)
"Идеология - это наличие идеи. А без нее не бывает искусства. И когда говорят, что сегодня в кино нет идеи, - это неправда: зарабатывание денег - тоже идея. Только на ней, как выясняется, большое искусство не создашь. Мы столкнулись с тотальным кризисом культуры. Когда я пришел на "Мосфильм", здесь работали Тарковский, Шепитько, Климов, Рязанов, Данелия, Гайдай, Шукшин, Хуциев, Бондарчук… Это все была молодежь экстра-класс. А были еще высокие профессионалы уровня Карелова. Теперь во всем российском кино не назовешь столько мастеров. А был еще неслабый "Ленфильм" с такими режиссерами, как великий, но недооцененный Владимир Венгеров. Были студии в республиках - и всюду мастера! Но ведь и в Италии тогда были Росселлини, Феллини, Пазолини, Висконти, Антониони - где они теперь? И в Англии, и во Франции, и в США! Торжество "желтого тельца" ни к чему хорошему в культуре не ведет".
(О ВГИКЕ)
"Конечно, в 90-е ВГИК сильно деградировал. Владимир Сергеевич Малышев, ректор, это понимает и пытается вернуть прежний уровень. Мне показывали киношколу в Кельне: прекрасно оборудована, и учат бесплатно. А у нас ввели плату за второе высшее образование, что для кино смертельно. В кино должны приходить люди сложившиеся, хлебнувшие жизни. А мы отсекаем для них эту возможность. И при этом часто учатся люди коммерчески выгодные, но бесталанные: им можно натянуть троечки, но так художников не воспитаешь".
(КАК СМОТРИТ НА 3D-ТЕХНОЛОГИИ)
"Как на аттракцион. Аттракцион может быть блистательным, великим. Но он будет существовать параллельно с нормальным кино - как анимация с игровыми картинами. Был же в мире период блокбастеров: "Бен Гур", "Клеопатра", "Сид", "Мятеж на Баунти". Потом они рухнули, пошли социальные драмы, появилось мощнейшее кино Артура Пенна, великий фильм "Беспечный ездок"… Я считаю, что сегодня в кино только одна революция: уход пленки и переход на "цифру". Я вынужден признать: пленка уходит безвозвратно. Хотя мне изображение на ней до сих пор кажется более живым, в нем есть душа".
(О НЕХВАТКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В РОССИЙСКОМ КИНО)
"Я знаю, с какими трудностями столкнулся Никита Михалков, снимая батальные сцены: нет пиротехников, какие были в советском кино, некому взрывы делать. Технологии есть, а целые профессии утрачены. Кино все состоит из множества этих "срединных" профессий. Я снимал в Сан-Франциско: там десятки компаний готовы решить любую задачу. Нужно было снять в кабине грузовика - что, влезть туда с кинокамерой? У нас это почти невозможно. А там заплатишь деньги - и утром тебя ждет грузовик: есть места для света, платформа, где можно встать с оператором, и все это движется, можно снять отсюда, можно - оттуда. Вот в чем мощь Голливуда - обилие профессионального люда, готового обеспечить любые съемки".
("Российская газета", 05.06.10)

Последние новости