Сергей Трофимов — "ВсЈ не важно" ***
Ранее известный под прозвищем Трофим певец Сергей Трофимов с возвращением полного имени расширил и границы своих стилистических притязаний. Если поначалу его сольная карьера четко укладывалась в прокрустово ложе русского шансона, а хитмейкерство для поп-звезд казалось просто видом подработки, то теперь Трофимов все более охотно врывается на другие жанровые территории. Помимо первородного шансона, который в его исполнении нынче выглядит откровенно пародийно, Сергей вполне освоился в области эстрадных баллад, да и рок-аранжировки ему сейчас удаются не хуже, чем некоторым из олдовых рокеров. Похоже, и у нас проходят времена унылого разделения на рок и попсу — которое и на излете этой придуманной войны было скорее идеологическим, чем музыковедческим. Увы, гордый слоган "музыку нужно делить на хорошую и плохую" здесь так и не заработал; актуальнее формулировка "музыка, которую слушают, и музыка, которую не слушают", к качеству творческого продукта прямого отношения не имеющая.
Музыку Трофимова, безусловно, слушают, о чем свидетельствуют хотя бы его концертный график и показатели продаж дисков. Слушают в первую очередь так называемые "широкие массы", которым подавай душевность и, может быть, грубоватый юмор, а не аранжировочные выкрутасы. Для меломанов-интеллектуалов Трофим чересчур прост, причем по умолчанию: не будут же они слушать альбомы под названием "Аристократия помойки" и песни про дворника-таджика. Но если бы они попробовали, то творчество Сергея Трофимова имело бы некоторые шансы превратиться для них в "стыдное удовольствие" наподобие пластинок певицы Максим. Вместо обаяния и искренности последней лысый шансонье предлагает стилистическую эклектику, музыкальный профессионализм и непростые тексты — из тех поэтов-песенников, что пишут на русском языке, Трофимов, пожалуй, входят в десятку самых интересных. Предполагаю, что если бы Сергей больше ориентировался в своих песнях на интеллигенцию, ему несложно было бы стать ее любимцем. Однако ему и с простым народом неплохо — поэтому фигурирующий на задней обложке логотип "Радио Шансон" накладывает отпечаток на содержание этого альбома, отвлекая от сильных рок-номеров.
Трек-лист открывается песней "Шансонье" - отменной пародией на кабацкий жанр: на оригинал похоже так пугающе, что многие дальше альбом и слушать не станут. Между тем, композиция начинается частушками а-ля Высоцкий, в тексте которых фигурируют Лужков и "единороссы". "И над всем над этим, братцы, как ведется испокон, может вволю посмеяться только наш родной шансон", - подытоживает Трофимов и приступает ко второй, темповой части трека, запоминающейся сильным образом "отчаянный, как метросексуал в Махачкале". Песня "Формула счастья" ближе не к шансону, а к бард-року, причем как поэт Сергей "доставляет" рифмой "Девушка Нелли/пить "Иммунеле". В "Густо — не пусто" рок-мотив и слишком разухабистый текст, как ни странно, друг другу не противоречат. "Отпускная" ("Я на пляже лежу, от жару торможу и на мир позитивно гляжу"; поп-регги) должна стать летним гимном для основных потребителей музыки Трофима: слушая ее, я сразу вспомнил соотечественников, умудрившихся поцапаться после посадки в самолете, вернувшем нас с южного курорта. "Ангел-хранитель" напоминает о песне "Звон" группы "Лотос", но у Трофимова вышло куда более мелодичней. "Баня" формально похожа на зарисовку для любителей шансона, если бы не блюзовые риффы и не интересный текст. В "Как жаль" опять кабацкая мелодия, но опять не помешает вслушаться в слова. В "Дождливом этюде" Сергей Трофимов дает грустного рокера чижовского плана. "Лети" - это такой московский поп-рок, слегка восьмидесятнический и оттого выглядящий вполне актуальным и хитовым. "Бубль гум" - гибрид дворового шансона с рок-н-роллом — предназначен для ностальгирующих граждан. В "Не рассказывай" Трофимов похож на Михаила Боярского времен эстрадной карьеры (особенно припев хорош), а заглавный трек философским настроем напоминает песни из репертуара Григория Лепса, разве что без вокальных атак. До конца альбома слушателей ждут еще баллада под акустическую гитару "Царство Божие", песня а-ля Олег Митяев "О любви" и фольклорный бонус-трек "За тихой рекой" в исполнении группы "Калина красная". Что ж, пластинка выглядит весомой заявкой на продолжительные гастроли с новой программой для широких масс — вряд ли способных распознать все расставленные артистом маркеры.
Алексей Мажаев, InterMedia