"Брат": Горячий гарпастум *****
Кинолента, которая стала сенсацией не только нынешнего, а вообще Московского кинофестиваля. Впервые за долгие годы главный приз — "Золотой Георгий" - получил фильм, о котором не забудут уже к понедельнику, яркий, современный, живой, увлекательный, с настоящими страстями, болью, кровью и смертью. Не соответствующий каким-то продвигаемым культурно-политическим трендам или конъюнктуре момента (если не считать таковым проходящий в дни кинофестиваля чемпионат мира по футболу — фильм-то про футболистов), а просто классно сделанный и интересный. Но сенсация не только в "Золотом Георгии" — "Брат" получил также Призы зрительских симпатий и российских кинокритиков, что вообще по идее не может произойти с одним и тем же фильмом.
Действие ленты разворачивается в расплавленных жарой и нищетой фавелах Венесуэлы. Дворовая футбольная команда выигрывает местный любительский чемпионат, а ее капитан Хулио и лучший нападающий Даниэль получают приглашение на просмотр в профессиональный клуб "Каракас". Это невероятный шанс для обоих, но Хулио нужно зарабатывать на жизнь — ведь его брат Даниэль еще школьник, а мама, на заказ пекущая праздничные торты, еле сводит концы с концами. Зарабатывает Хулио вымогательствами и выбиванием долгов из наркоторговцев, большая часть его футбольной команды — боевики из банды. Однажды возвращавшийся с уроков Даниэль становится случайным свидетелем гибели мамы от шальной пули, выпущенной бандитом-отморозком. Разъяренный Хулио ищет убийцу, но младший брат не говорит, что знает его имя. Между тем приближается отборочный матч с чемпионами из другого района — только победив безжалостных соперников, Даниэль обеспечит место в "Каракасе" для себя и старшего брата.
Такие жанры, как "молодежная спортивная драма" или "криминальная драма о трудных подростках из трущоб", давно уже не обещают никаких откровений — либо это набор голливудских штампов, либо тотальная чернуха с матом и тряской камерой. В своем полнометражном дебюте Марсель Раскин смешивает оба жанра в один гремучий коктейль, острый как ербидо и свободный (ну, почти) и от штампов, и от навязшей в зубах унылой "правды жизни". Вдобавок "Брат" открывает для нас новую тему — если фильмы о насилии вокруг футбола достаточно хорошо известны, то фильмы о насилии в жизни самих футболистов пока редкость. Конечно, герои картины еще не профессионалы, но стремятся стать ими, именно из этой среды вырастают будущие латиноамериканские футбольные звезды. Но ни футбол, ни насилие, ни криминал не являются главным в "Брате". Футбол — может быть, главное увлечение его героев, но как бы ни раскалялись страсти вокруг игры, она, в конце концов, всего лишь абстракция. И свой главный в жизни гол Даниэль забьет не столько в ворота соперников, сколько в самый Ад.
Борис Гришин, InterMedia