"Куйбул" - "Прощай и здравствуй" ("ПриЗ") ***
Про молдавский "Куйбул" не было ничего слышно лет девять, что неудивительно, если учесть, что проект все это время не функционировал. Сейчас Игорь Дынга решил возродить свою русскоязычную группу, о которой многие успели забыть. На излете 90-х "Куйбул" сотрудничал с FeeLee Record Company, которая по мере своих сил промоутировала команду. Сил хватило на то, чтобы обеспечить ротации клипа на музыкальных каналах. Однако ротация была не настолько горячей, чтобы приучить к "Куйбулу" широкие слои населения. Легкомысленные дудки и фанк-ритмы в принципе могли пройти по ведомству развлекательной музыки — однако тогда битва рока и попсы велась более зримо, и "Куйбул", конечно, выступал на стороне рок-тусовки: их музыка считалась "правильной", хотя и ни разу не звала на баррикады. Нынче группа возвращается в заметно изменившуюся реальность. И рокеры, и поп-музыканты одинаково озабочены проблемами кризиса в звукозаписывающей индустрии. Забыв прежние идеологические разногласия, и те, и другие стремятся в первую очередь продать билеты на свои будущие концерты, от которых зависит их благосостояние. Одной из главных "творческих" задач стало производство коммерчески востребованной музыки, при этом хитовые мелодии в таком дефиците, что на истинного таланта, способного их сочинить, по-прежнему готовы наброситься десятки продюсеров с мешками денег.
Реальность изменилась, а "Куйбул" почти нет, разве что дудок стало меньше. От прослушивания "ПриЗа" реально остается впечатление, что группа не уходила на девять лет, а так, выбегала из студии за сигаретами. Вернувшись, "куйбулы" приступили к недоделанным делам и недописанным песням, которые продолжили творческую историю коллектива с той же страницы, где была аккуратно оставлена закладка. Кстати, за время отсутствия группы из Молдавии пытались экспортировать Zdob Si Zdub и команду с невообразимым названием "Гындул Мыцей": первые слишком заточены на этнику, чтобы не оборачиваться после каждого московского успеха в сторону Бухареста, а вторые имели неплохой потенциал, который можно было развить при условии, что этим активно занимались бы и российский лейбл, и кишиневские музыканты.
Музыка "Куйбула" осталась прежней, да и их место в российской системе координат не изменится, несмотря на все новые реалии рынка. Может, их и вспомнят, но вряд ли полюбят. Как и земляки-коллеги, группа тоже пытается усидеть на двух стульях, мало внимания уделяя соответствию русскому менталитету. На наш слух, Дынга и Ко слишком замкнуты внутрь себя, их музыка недостаточно эмоциональна — она скорее придумана, чем рождена. Формально теплым ритмам и легким темам текстов противоречат чрезмерная подтянутость аранжировок и сухость вокалиста — музыканты явно умеют играть музыку, но как будто бы не очень любят это дело. Это кажущееся высокомерие слушатель простил бы при условии наличия у "Куйбула" по-настоящему красивых песен и убойных хитов. Но к таким здесь можно отнести — да и то с натяжкой - только лирическую "Нину", боевичок "Тающий лед", "Ручку усилка" и, возможно, речитативную "Небо не вода" - за остальными упражнениями наблюдать не намного интереснее, чем за процессом роста помидорной рассады в реальном времени. При всем их профессионализме.
Алексей Мажаев, InterMedia