Кинокомпании, получившие госфинансирование, обязали потратить по 30 млн рублей на артхаус
Напомним, что реформа госфинансирования кинематографа началась в ноябре, когда прежняя система, при которой деньги на проекты выдавало Министерство культуры, была признана неэффективной. Многие кинопроекты, получившие господдержку, не только не возвращали затраченные средства, но даже не выходили в прокат. С финансовой точки зрения ситуация выглядела настолько плачевно, что постфактум даже вызвала недовольство Счетной палаты, проведшей в апреле этого года внеплановую проверку и обнаружившей несоблюдение сроков и законов почти в каждом контракте. В итоге был создан специальный Фонд поддержки кинематографа, в распоряжение которого поступило 2,8 миллиарда рублей. Фонд выбрал восемь лидеров кинопроизводства, в число которых вошли СТВ, "Дирекция кино", "Тритэ", "Централ партнершип", "Профит", Art Pictures, "Базелевс" и "Рекун". Каждая из этих компаний получила по 250 миллионов рублей, и еще 800 миллионов решено было пустить на социально значимые проекты и премирование фильмов, привлекших более миллиона зрителей.
"Фонд заинтересован в том, чтобы с авторским кино все было в порядке. Фонд - часть общей площадки кинематографии, и нам совершенно небезразлично, что происходит на других лужайках. Если мы часть, мы должны видеть, в каком общем контексте находимся", - заявил г-н Толстиков. При этом вмешиваться во внутренние дела артхаусного производства Фонд не намерен: "Это в мейнстриме возможен какой-то внешний судья, потому что там есть экономические параметры. А тут - тонкая, деликатная, внутрицеховая тема".
Единственное пожелание главы Фонда к артхаусу - сделать так, чтобы "после кино тебя не тянуло утопиться в первом же попавшемся пруду". "Авторские фильмы в большинстве своем не слишком оптимистичны, - посетовал Сергей Толстиков. - Когда вы выходите с такого фильма, вы, конечно, погружены в экзистенциальную проблематику, но понимания, как дальше жить, не прибавляется. Нельзя обвинять в этом создателей фильмов, искренних и талантливых, остро чувствующих болевые точки, но когда рядом с этим нет ничего светлого и легкого, создается упрощенное представление, будто авторское кино - депрессивное, радикальное и ненужное широкому зрителю. Какая-то легкость, какой-то свет, тот же катарсис должны присутствовать".