Светлана Крючкова: "Напишите письмо: "Ленинград. Артистке Крючковой" - его принесут мне домой"

(ПОЧЕМУ НЕ СКРЫВАЕТ СВОЙ ВОЗРАСТ)
"А что скрывать: в интернете же все написано. Никогда не крашусь и не вижу смысла кокетничать: мол, мне еще только 55. Когда говорю, что мне 60 лет, сразу нарываюсь на комплимент: "Отлично выглядишь!"
(О ПРЕИМУЩЕСТВАХ 60-ЛЕТНЕЙ ЖЕНЩИНЫ)
"Я у жизни ученица, с каждым днем становлюсь умнее, опытнее. Сейчас я увереннее чувствую себя в профессии, чем пять лет назад. Я могу почти точно назвать дату своей смерти, я не боюсь ничего. Моя жизнь расписана по минутам до декабря этого года. В этом плане мне близки строки Давида Самойлова: "Все реже думаю о том, кому понравлюсь, как понравлюсь, все чаще думаю о том, куда пойду, куда направлюсь…".
(О РОЛИ АННЫ АХМАТОВОЙ В "ЛУНЕ В ЗЕНИТЕ")
"Кшиштоф Занусси сказал, что это моя лучшая роль. Видимо, мне удалось ухватить суть. "Луну…" мы снимали в "будке", так свою писательскую дачу в Комарово называла Ахматова. Я вышла из-за угла навстречу Нине Поповой, она увидела меня и вскрикнула: ей показалось, что к ней направляется призрак Ахматовой. Комарово — место мистическое".
(ВСТРЕЧАЛА ЛИ ПРИЗРАК АХМАТОВОЙ)
"Конечно, во время съемок я все время чувствовала ее присутствие. По крайней мере, ночные съемки прошли на ура, хотя неожиданно начался страшный ливень, и все хотели отменить. Мне как будто Анна Андреевна на ухо шепнула: "Так надо! Снимайте!" Я очень склонна к простудам, но за всю ночь даже ни разу не чихнула. Двое ребят из съемочной группы заявили, что вообще не верят ни в каких духов. Так одного после этого всю ночь подбрасывало на кровати, а другому всю ночь не давали спать шаги в комнате. Думаю, это Анна Андреевна над ними подшутила".
(КАК ЗАПОМИНАЕТ КИЛОМЕТРЫ СТИХОВ)
"Как сказал Марис Лиепа, "чтобы танцевать — надо танцевать". Все ложатся спать, а я обкладываюсь книжками и сижу до рассвета. Поэтому и прошу — не звоните мне раньше 14.00. Мои дети помогают мне, старший Митя — прекрасный звукорежиссер, он записал мне все поэтические программы, его жена-француженка — художница, закончила Высшую школу искусств в Париже, она оформляет мне все диски".
(ДРУЖИТ ЛИ С ФРАНЦУЗСКОЙ ТЕЩЕЙ СВОЕГО СЫНА)
"Мне нравится мама моей невестки. Мы с ней прекрасно понимаем друг друга, у нее сын и две дочери. Она часто повторяет: "Сколько ни делай для наших детей — им все мало". Невестка считает меня слишком доброй, так как я отдала им с Митей все деньги за проданную квартиру. Сначала она переживала, что взамен я чего-нибудь от них потребую, но я ей объяснила, что просто люблю своего сына и мне ничего для него не жалко. Чтобы понять мою загадочную русскую материнскую душу, невестка попросила прислать ей Достоевского, а также русские фильмы, на которых рос Митя. Я с радостью отправила им посылку с "Неуловимыми мстителями", хорошими советскими комедиями, мультфильмами".
(О МЛАДШЕМ СЫНЕ)
"Саша берет призы, но не потому что он виртуозный гитарист, а потому что он — философ. Он ведь взял гитару в руки всего пять лет назад. Звучит первый аккорд — и зал замолкает, как намагниченный. Мой сын — очень глубокий человек. В 9 лет он показал мне свой дневник, там я прочла: "У меня есть друзья, но на самом деле я один. Каждый человек один, когда он сидит в своей комнате, и его сердце разрывается от холода и боли". Недавно Саша пошел с девушкой в метрополитен, пропустил на турникете 15 человек, после чего она ему сказала: "Саша, как ты будешь жить?!" Однажды меня поставили в тупик фразой: "Странно, что у вас такой интеллигентный сын". Но вообще-то от осинки не родятся апельсинки…"
(ПОЙДЕТ ЛИ СЫН В АРМИЮ)
"Надеюсь, не пойдет. Мы всей семьей заражены ртутью, долго жили в зараженной квартире. Все чихаем, падаем и можем болеть, переползая из одной болезни в другую. Врачи не рекомендуют нам бывать в местах скопления людей. У меня после ртути появился псориаз, сейчас он в стадии ремиссии, но во время рецидива на мне нет живого места. Саша старается ходить пешком, а недавно получил права на вождение. Как-то педагог предъявил моему сыну: "Как, ты не хочешь родину защищать?!" На что Саша ответил ему: "Я защищаю родину от оскотивливания и бескультурья!" Я в красках представляю картину: на моего мальчика наставляют ружье, а он спрашивает: "Скажите, пожалуйста, а уверены ли вы, что на меня надо направлять ружье?" Неправда, что все годны под ружье! Разве стоило посылать под пули сына Марины Цветаевой, который в 13 лет составил антологию французской поэзии? Он мог стать великим ученым, а его убили в первый же день войны…"
(КАК РАСПРЕДЕЛЯЮТСЯ ОБЯЗАННОСТИ В СЕМЬЕ)
"Могу похвастаться: я не готовлю! Хотя в свое время я кормила не только первого мужа, но и всю съемочную группу. Ко мне могли явиться на обед разом Олег Табаков, Олег Ефремов, Сергей Шакуров, Миша Кононов, а Василий Ливанов и Виталий Соломин во время съемок "Шерлока Холмса" вообще у нас практически жили. Теперь же каждый день мы задаем Саше-старшему (третий муж Крючковой. — Прим. ред.) вопрос: "Папа, что мы сегодня едим?" Папа у нас очень рукастый, его весь двор боготворит после того, как он общую крышу починил. Из нашей квартиры он сделал настоящий чердачный дворец или дворцовый чердак…"
(О СВОЕМ МУЖЕ)
"У каждой медали есть оборотная сторона. Вам кажется, что он делает для меня все и даже больше. А вы спросите: сколько я для него сделала?! Сколько я отдала ему души, здоровья, сил, ума, любви? Я родила ему сына в 40 лет, мы вместе 21 год, а нашему Саше — 20. Нас преследовали несчастья. Как говорил Толстой, "я знаю два действительных несчастья: угрызения совести и болезнь". Всю беременность я лежала строго на спине, Саша ухаживал за мной и за моим старшим сыном. Первое слово Саша-маленький сказал: "Папа!" И ко мне долгое время обращался: "Папа!" Я ему говорю: "Какая же я тебе папа? Я — мама!" А потом я разбилась на машине, с тех пор больше не езжу на легковушках. Я была так изуродована, что боялась показаться ребенку на глаза. Мы с мужем друг друга дополняем. Я кажусь вам приземленной, но на самом деле я — как шарик на ниточке. Если бы не Саша, давно бы упорхнула".
(О ВЕНЧАНИИ)
"Недавно побывала на венчании своих друзей. У каждого из них взрослые дети, и они не собираются заводить совместных. Стоят перед попом два определившихся человека, а он читает полную абракадабру. Возникло ощущение фальши. Обряд предполагает, что венчаются молодые люди. Там много говорится о чистоте невесты, продолжении рода. Кого мы дурим? Бога, что ли?!"
(НЕ ХОТЕЛОСЬ ЛИ ЕЙ ПЕРЕЕХАТЬ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ)
"Да, Питер отличается тем, что не ценит своих творцов. Уехали все: Инна Чурикова, Глеб Панфилов, Лариса Долина, Валентина Леонтьева, Сергея Юрского так просто выдавили. При этом сейчас собираются вешать почетную доску партийному деятелю, негодяю Григорию Романову, который причастен к этим гадким делам. Мы все встали на дыбы — Пиотровский, Басилашвили, Герман, протест написали. Но при всех минусах публика в Питере — просто потрясающая. Я родила в этом городе моих мальчиков. У старшего есть медаль "Рожден в Ленинграде". В Питере родились оба моих мужа — покойный Юра и нынешний Саша. Много лет я снимала углы, таскалась со своей раскладушкой, и только здесь я впервые обрела свой дом. В 55 лет у меня появилась своя собственная комната, через которую никто не ходит. Саша сделал мне огромную кровать, которая всегда разобрана, и никто не смеет ее трогать. Даже в Америке, в гостинице, я сразу предупреждаю горничных: "Донт тач май бед!"
Народ меня знает. Напишите письмо: "Ленинград. Артистке Крючковой". Его принесут мне домой. У моего театра тот же индекс, что и у моего дома, в котором я живу 35 лет. Почтальоны сразу кладут такие письма мне в ящик. Как мне уехать из этого города?!"
(О СЪЕМКАХ В КИНО)
"Подписываю контракт, только если идут на мои условия, так как чувствую себя неважно. В "Ликвидации" я снималась после двух операций и клинической смерти. Но продюсеры пошли на все, лишь бы я сыграла тетю Песю. Три картины отказались от меня, побоявшись, как бы я не отбросила коньки на съемках. В результате они, кстати, прошли незамеченными. Да, после "Плинтуса" я еле отошла. Потому что съемки проходили в нечеловеческих условиях. Смены по 12 часов и без выходных. Вы считаете, это нормально? Особенно для маленького семилетнего мальчика Саши Дробитько, который блестяще справился с ролью внука моей героини. Думаю, он нуждается в реабилитации после таких травмирующих съемок".
("Собеседник", 13.07.2010)

Последние новости