"Ученик чародея": Наука и магия ***
В прологе фильма не опоздавшим к началу зрителям выкладывают всю интригу — только успевай запоминать имена. Впрочем, для тех, кто зашел в зал после начальных титров, историю повторят еще раз, по ходу действия.
Итак, Бальтазар (Николас Кейдж), Вероника (Моника Беллуччи) и Хорват (Альфред Молина) — ученики великого и доброго волшебника Мерлина. Вместе они сражаются со злом, представленным в облике могущественной колдуньи Морганы. Дело спорится: зло собирается чародеями по образу и подобию обыкновенной матрешки, выкрашенной в черный цвет.
Но внезапно Мерлин умирает, а чтобы заточить Моргану в готическую матрешку, Бальтазару приходится пожертвовать прекрасной Вероникой. Единственная надежда — потомок Мерлина, которого опознает волшебное кольцо. Именно он будет способен одолеть Моргану и заодно спасти мир от нашествия мертвецов. Подросток находится в наши дни. Дейву (Джей Барушель) 20 лет, он, как это модно сейчас, эдакий антигерой — типичный "ботаник" или, по-заграничному, нерд, хипстер, стесняющийся девушек и увлекающийся физикой. Именно его берет в свои ученики Бальтазар - физика, скрещенная с магией, поможет Дейву в его борьбе с темными силами и за женское сердце.
Плоский, можно сказать, примитивный и неоригинальный сюжет несколько сглаживается зрелищными спецэффектами, неослабевающим экшном, живописной экскурсией по Нью-Йорку, местами остроумными репликами и любопытными второстепенными персонажами.
Самое, впрочем, забавное в фильме (и то, что, в принципе, может примирить с его существованием) — постоянные отсылки ко всякого рода киноклассике. "Ученик чародея" нашпигован цитатами: начиная от диснеевской "Фантазии" и заканчивая неизбежными в этом случае "Звездными войнами" с иерархией взаимоотношений, построенными по типу юный падаван - джедай.
Проблема с "Учеником чародея" та же, что и с предыдущими экзерсисами режиссера Джона Тертелтауба — "Сокровище нации" и "Сокровище нации: Книга тайн": они чересчур "детские", подростковые, мотивация поступков героев лежит на поверхности, а за внешней увлекательностью, к сожалению, не скрывается ничего значительного. "Ученик" не дотягивает до "поттерианы" харизмой и детальной проработкой волшебного мира, но с легкостью оставляет позади "Перси Джексона", а своими темпом и зрелищностью приближается к "Принцу Персии".
В целом, как и ожидалось, это - аттракцион на один вечер, качественный по диснеевским меркам, но безболезненно влетающий и вылетающий из головы. Видимо, это понял и сам режиссер, для своего следующего проекта он выбрал более серьезную и "взрослую тему" - историю становления организации Greenpeace.
Денис Шлянцев, InterMedia