"Солт": Шпион без страха и упрека****
Эвелин Солт (Анджелина Джоли), спецагент ЦРУ под прикрытием, отличилась в Северной Корее. Два года спустя, после плена и пыток, она вернулась в Вашингтон, где и работает в штате ЦРУ. Совершенно случайно в Лэнгли (штаб-квартиру ЦРУ) заявляется русский перебежчик Олег Орлов (Даниэль Ольбрыхский), который рассказывает о подпольной сети русских "кротов", которые ждут так называемого "Дня икс", чтобы диверсионными действиями усилить влияние России на международной арене, показать всем кузькину мать и заодно развязать Третью мировую войну. Самое сложное задание — устранение президента России Бориса Матвеева (Олек Крупа) на похоронах вице-президента США — поручено некоей Эвелин Солт.
Выхода "Солт", в общем-то, ждали. Не только потому, что режиссер Филлип Нойс в свое время отметился неоднозначными триллерами "Мертвый омут" и "Щепка", снял политизированные "Игры патриотов" и "Тихого американца", но скорее из-за слухов, окружавших проект.
Сначала пресса взахлеб писала об уникальном для Голливуда явлении — после того, как Том Круз, которого сначала планировали на роль шпиона Солта (Эвелин? Эван?), оставил проект, сценарий срочно переписали под Джоли. Затем случился шпионский скандал "имени Анны Чапмен", который, по мнению некоторых острословов, был подготовлен пиарщиками фильма.
Вот, наконец, картина, дебютировав на втором месте по сборам за прошедший уикенд, добралась и до отечественных экранов. Прежде всего, бросается в глаза явная заявка фильма на сиквел — финал наступает чересчур резко, и зрителям так и не отвечают на вопрос, вынесенный на афишу - "Кто она?". Предполагается, что продолжение похождений (двойного? тройного?) агента Эвелин Солт ответит на многие вопросы.
Далее - понятное дело, что фильм о шпионах не может обойтись без клюквы. (Хотя некоторым режиссерам, например, Дону Сигелу в "Телефоне" (1977) удалось как-то справиться.) Но в 2010 году, в эпоху вай-фая, "перезагрузки", гамбургеров на самом высоком уровне и Анны Чапмен, можно было бы обойтись без явных перегибов — без имен вроде Борис Матвеев и Олег Орлов, без водки и обращения "товарищи", без сцены, где будущие шпионы в качестве присяги целуют золотой перстень с октябрятской звездочкой.
Если отвлечься от несуразицы и отдельных ляпов вроде агента Солт в одном эпизоде, загримированного под мужчину, можно получить удовольствие от ураганного экшна, от харизматичной Джоли, выполняющей, по слухам, в большинстве случаев самостоятельно невообразимые каскадерские трюки.
В целом, "Солт" - увлекательный летний блокбастер, не претендующий на глубину, идеальный продукт для отдыха, до отказа набитый адреналиновым драйвом и непредсказуемыми сюжетными поворотами. Последних хотелось бы поменьше, а то, кажется, для сценариста Курта Уиммера ("Эквилибриум", "Афера Томаса Крауна") было делом чести поставить свой собственный рекорд по закрученности действия.
Денис Шлянцев, InterMedia