"Комба БАКХ" - "Комба БАКХ" ****
На сайте костромской группы "Комба БАКХ" можно послушать их альбомы числом 48 (сорок восемь; пока писались эти строки, там вполне мог появиться и 49-й, проверьте). Большому миру этот коллектив открыл журналист и популяризатор независимой музыки Александр Горбачев из "Афиши", причем в какой-то момент открытие "Комбы" он ставил выше любых своих журналистских достижений. Честно говоря, мало кто разделял восторги Горбачева — группа, конечно, интересна и самобытна, но наличие сорока с лишним альбомов придавало ее творческому методу налет некой самодеятельной юродивости. "Комба" выработала собственный язык, свою мифологию, которые при всем уважении к ним, мягко говоря, с трудом вписывались в социум даже на уровне взаимоотношений "артист - поклонник" и переносу на клубные московские сцены. В конце концов наиболее адекватной площадкой для их музыки оказался КЦ "Дом", который видывал и не такие странности. Не уверен, что сам первооткрыватель внимательно послушал все 48 альбомов "Комбы БАКХ". Зная его энтузиазм, легко допускаю это, тем не менее на своем подлейбле "Среда" Александр Горбачев пока ограничился выпуском сборника, ставшего первым официальным релизом "Комбы" на компакт-диске. Пластинка стала хорошим поводом познакомиться с группой для тех, кто до сих пор это сделать не удосужился. Может быть, это знакомство будет слегка запоздалым, хотя команда вряд ли торопится в шоу-бизнес — с этой точки зрения выпуск CD мало что изменит в их мифологии: опаздывать им некуда.
"Комба БАКХ" звучит намеренно архаично, записываясь на "подземной студии". Голоса солистов порой напоминают манеру бабулек, певших про "Кострому" в проекте "Иван Купала", а инструментальный арсенал не превосходит аранжировочный потенциал уличных акустических музыкантов. Тем не менее даже при не очень внимательном прослушивании альбома сложно обойтись без неоднократного удивленного поднятия брови, а то и обеих. Немыслимая смесь рэп-речитатива, фольклора, православных ценностей, интереса к трагическим страницам истории Отечества и нарочито аутсайдерского исполнения не позволяет отнести "Комбу" к какому-нибудь из жанров, не говоря уже о кланах. Когда группа берет из хип-хопа вполне устоявшуюся форму, она все равно умудряется удивить содержанием. Песня с перечислением видов птиц, песня-гимн любви, песня в защиту ГАИ — авторы "Комбы" отличаются совершенно парадоксальным на московский взгляд мышлением, причем не по-рэперски обходятся без желания самоутвердиться и фиги в кармане. Когда в треке "Красота" вдруг звучит фраза "слава господу Иисусу Христу", вопроса, чего это они, у слушателя не возникает: для "Комбы" подобные сюжетные повороты абсолютно естественны. Они и слово "кривда" могут употреблять без ерничества. Не думаю, что за время звучания альбома группа кого-то обратит в свою веру, но послушать здесь есть что: гимн провинции, манифест про имена, небанальный взгляд на легализацию, песня на стихи Пушкина, белорусскоязычная композиция, молитва, перетекающая в националистический текст "Ты - русский", и вполне "светская" и остроумная история про "Гражданский брак". Пожалуй, 48 дисков все-таки будут перебором, но еще одну-две компиляции мы вполне осилим. Жаль только, что трек-лист на диске набран столь необычным псевдославянским шрифтом, что названия некоторых песен так и остались для меня загадкой. Чужие здесь не ходят.
Алексей Мажаев, InterMedia